В помощь родителям. Учитель-дефектолог Савонова Л.В.

 

В помощь родителям:

Учитель-дефектолог

САВОНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

"Ребенок с ТНР"

сентябрь
развернуть

Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать знания, а также регулировать поведение. Без достаточного уровня развития речи невозможна полноценная жизнь человека.

Речь состоит из нескольких компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Нарушаться может один, несколько или все компоненты речи. В зависимости от этого и картина речевых нарушений будет разная. Термин «ТНР» (тяжёлые нарушения речи) означает, что у ребёнка выявлено недоразвитие  всех компонентов речи.

Основные компоненты речи:

  1. Понимание речи.

Бытовой уровень - понимание смысла слов: Что это? Кто это? Где конь? Где дом? Где дым? и т.п.

Взрослый говорит ребёнку: «Принеси большой красный мяч», а ребёнок не выполняет эту просьбу или выполняет неправильно. Что делать? Оречевлять всё, что видите вокруг: называть предметы, действия, свойства предметов и добиваться понимания этого ребёнком. Как? Показываете и называете предмет, а ещё лучше даёте ребёнку подействовать с ним, если это возможно. Просите ребёнка показать (принести) тот предмет, который вы показали и назвали. Затем просите показать этот предмет среди других предметов. И только после нескольких таких действий просите назвать этот предмет. Ребёнок видит предмет, действует с ним и связывает его в своём сознании с определённым звукокомплексом – так и учится понимать речь.

Двуязычие – если ребёнку предъявляется сразу два и более языка для общения, может произойти сбой формирования понимания речи. В результате он может заговорить на смеси языков, вообще не заговорить, т.к. он не сможет понять речь или он может «выдумать» свой язык. Что делать? Учить ребёнка нескольким языкам одновременно можно, но необходимо разграничить эти языки в сознании ребёнка или по времени, или носителей языка.

Образный уровень – это понимание отвлечённых понятий (добро, радость, покой, горе), пространственных, а также временных отношений. Понятие времени и для взрослого сложно, а для ребёнка  - тем более. Чтобы освоиться во времени, люди «овеществили» его – придумали календарь и часы.

Логический уровень – становится возможным понимание скрытого смысла, слов в переносном значении, например: «часы идут», «золотое сердце», а также становится доступным отгадывание загадок, понимание небылиц и шуток.

Если ребёнок не в полном объёме понимает обращённую речь, его самостоятельная речь тоже будет развиваться с отклонениями.

Все слова, которые человек понимает: точно, понимает приблизительно или только догадывается об их значении, даже если их в речи не употребляет – это пассивный словарь.

  1. Активный словарь – тот диапазон пассивного словаря, которым человек пользуется для коммуникации.

а) части речи: это запас существительных, прилагательных, глаголов и т.п. Давайте проверим наш пассивный словарь. Приз получит тот, кто скажет последнее слово.

Имена существительные: - Назовите транспорт.

Глаголы: - Вода – что делает? (Вода во всех видах – река, ручей, море, капля, но не газ и не лёд).

Имена прилагательные: – Снег какой?

Однокоренные слова – подберите слова-родственники к слову «снег»:

Многозначные слова:

Слово «посадить» - «Кого, что куда посадим?» (куклу, цветок, ребенка и т.д.)

б) грамматика – согласование слов во фразе и предложении. Грамматическое построение русского языка довольно сложное: есть категории рода, числа, падежа, склонения, спряжения, суффиксы, окончания, приставки, предлоги, сложение корней слов и т.п. Освоить всё это сложно, и возможно только в процессе практического использования, т.е., только если ребёнок ГОВОРИТ!

 Или для упражнения в образовании притяжательных прилагательных –

                                                               игра «Медвежьи шахматы» - показ.

                                                                    - Чьи уши, лапы (ноги),

                                                                    Шерсть, хвост?

                                                                    - Где медвежьи уши?

Для упражнения в склонении имён существительных в родительном падеже можно использовать игру «Один – много». Это инопланетян. Чем он отличается от человека? У него много (чего?) … (ушей, носов, ртов, зубов…)

в) связная речь. Это очень сложный вид деятельности для дошкольников. Даже дети без нарушений с трудом могут рассказывать и пересказывать, а дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не могут этими умениями овладеть.

Связная речь делится на: письменную и устную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. Монологическая речь делится на объяснительную и повествовательную, бывает прозаической и поэтической.   

Детям с нарушениями речи заучивание стихотворений практически недоступно. Мало того, что стихи написаны сложным для понимания образным языком, запомнить их надо точно и последовательно, так ещё и слова в них переставлять нельзя! Как помочь в этой ситуации? Так же – рисовать! Рисовать стихотворение. Как?

(Показ с одновременным проговариванием стихотворения «Космонавт» и чистоговорки «Кошка в окошке шапку шьёт…).

«Кошка в окошке шапку шьёт,      Мышка в сапожках избушку метёт».

Стихотворение «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит…

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря…

Видит он весь шар земной, -

Шар земной – наш дом родной!

Ребёнок сможет запомнить и рассказать стихотворение только в том случае, если поймёт в нём каждое слово!

Слово – основная единица языка и речи.

Следующий компонент речи – слоговая структура слова – это умение последовательно произносить звуки в слове. В той или иной мере нарушения слоговой структуры слова характерны для всех детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Можно сказать, что такие нарушения являются диагностическим показателем недоразвития речи. Это могут быть: пропуски звуков и слогов, перестановки звуков и слогов, замены одних звуков другими, и разные сочетания этих нарушений.

Что делать? Помочь ребёнку можно, но для этого у него должен быть достаточный уровень развития слухового внимания и контроля за своим произношением.

Показ работы с помощью фишек - слово «радуга»:

Если ребёнок не слышит своего произношения, можно «перевести» слоговую схему слова в зрительные образы. Например, каждый слог какого-то слова обозначить цветными фишками (это могут быть карандаши, пробки, пуговицы и т.п.), которые взрослый раскладывает на столе слева направо и в медленном темпе проговаривает вместе с  ребёнком по очереди: «ра», «ду», «га». Повторять нужно до тех пор, пока ребёнок не запомнит, какая фишка как «называется». Затем темп постепенно увеличивается, и таким образом малыш сможет проговорить слово «радуга», не перепутав слогов. Повторять такое упражнение нужно до тех пор, пока ребёнок не начнёт уверенно проговаривать слово без зрительной опоры, т. е., под контролем своего слуха. Вместо фишек можно пользоваться собственными пальцами, нарисовав на подушечках какие-либо знаки (или буквы). Таким же образом можно помочь и при других проблемах – пропусках согласных при стечении в слове («пингвин»), и при перестановке слогов в слове («мотолок», «сеевик», «кошоладка»).

Очень часто наблюдается такое нарушение, как перестановка звуков в слове. Например, слово «птица». Это классический пример нарушения слоговой структуры слова. Корни проблемы те же, т.е.,  недоразвитие фонематического восприятия. В этом случае опять помогут картинки. Каждый звук можно с чем-нибудь сравнить. «Ж-ж-ж» - жук жужжит, «С-с-с» - вода льётся, «Д-д-д» - дятел по дереву стучит, «К-к-к» - каблуки по асфальту стучат и т.д. Гласные звуки – а, о, у, и, э, ы – геометрические фигуры красного цвета соответствуют положению губ при их произнесении.

Звукопроизношение – ещё один компонент речи. Для того, чтобы ребёнок мог правильно артикулировать звуки, у него должны быть сформированы движения органов артикуляции, нормализованы просодические компоненты речи и развито фонематическое восприятие.

Психологическая база речи – это ещё один, базовый компонент речи. Это уровень развития психических процессов. Психические процессы – это внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Этот компонент должен стоять первым, так как только на его основе возможно овладение речью.

свернуть

"Артикуляционная гимнастика – это важно!

октябрь
развернуть

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1.       Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.       Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.       Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.       Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений.

•         Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

•         Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•         Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

•         К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

•         В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

•         Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

свернуть

"Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР"

Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д.  В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. 

У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семьи с низким социально-экономическим статусом. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий.

Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

         Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия. Очень важно в некоторых случаях быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение в случае необходимости, а также с психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-дефектолога должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или по просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Методы проведения занятий дома.

Дети в возрасте до 5 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

          Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

 

 

Правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно!Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

 

свернуть

"Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи детей"

Теоретическая часть 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое дыхание (ученые его называют фонационным) отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Понять это можно, проделав маленький эксперимент: приблизьте ко рту ладонь и произнесите звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась вашей ладони. На выдохе рождается звук. Из нескольких звуков – фонетическое (звучащее) слово («бык», «полк» — произнесите, продолжите наблюдение за речевым дыханием, а далее – фраза (из нескольких слов) и т.д.

И все это может быть произнесено отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» (в определенном тоне) или «бесцветно».

Речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному, а недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания речи.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, не остается постоянным; то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

Как вы поняли, от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом помогут упражнения по дыхательной гимнастике. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий, выдох – длительный, плавный.

Знаете ли Вы:

- что, когда мы говорим, ВЫДОХ – в 5-8 раз длиннее ВДОХА!

- что при обычном дыхании мы делаем вдох-выдох около 16-20 раз в минуту, а во время говорения – только 8-10 раз! - что для речевого выдоха необходимо активное участие мышц, благодаря которому достигается нужная сила выдоха.

Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого дыхания Вашего ребенка.

Как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.

Поэтому важно в процессе коррекционной работы путем специально подобранных игр и упражнений увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз. С детьми в процессе логопедических занятий регулярно проводится работа по развитию вне- и речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот. Затем вдыхать и выдыхать через нос. Наконец, вдыхать через нос и правильно выдыхать через рот. С детьми старшего возраста эти занятия проводятся в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку, подключаются движения руками. Особое внимание уделяется детям, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренной комнате не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Необходимо, чтобы одежда не стесняла, ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 минуты, среднего и старшего дошкольного возраста 3-5 минут.

Итак, для начала тренируем длинный вдох и плавный длинный выдох.

Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных звуков и для согласных, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Отличный способ потренировать длинный вдох – игра «Надувайся шарик».

Положите ручки ребенка на свой живот, покажите, как он надувается, когда Вы дышите. Предложите ребенку: «Давай шарик надуем (активно, шумно вдыхаете носом, малыш попробует сделать то же самое). Пшшшшшшшшш (плавно, довольно медленно)! Сдулся шарик. Давай ещё раз надуем!» Затем дайте возможность и ребенку поиграть с «шариком»-животиком.

Упражнения дыхательной гимнастики, превосходно включаются в повседневные дела ребенка. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Причем не только когда ребенок сам принимает пищу, но и в игре, для зайки, мишки. Можно что-нибудь посушить: ручки после мытья, рисунок, волосы кукле. Ваша фантазия только приветствуется. Можно кого-нибудь пожалеть: «Мишка упал, коленочку поранил. Давай зелёнкой (йодом) намажем. Ой, как щиплет. Надо подуть! (дуете) Всё, теперь не щиплет!»

P.S.!  Не нужно заставлять ребёнка делать выдохи много раз! От этого может закружиться голова. 2-3 выдохов будет достаточно.

Далее тренируем умение выдыхать направленно.

Для произношения звуков важно не только умение длительно выдыхать и распределять выдох по времени, но и способность направить воздух по язычку в нужном направлении.

Для тренировки направленного выдыхания подойдут игры, описанные выше. Только воздух выдыхается не просто так, а с широкого язычка. Положите на нижнюю губу широкий язычок и подуйте на листочек с него. Получится не сразу, но обязательно получится! Масса веселья при этом гарантирована!

Положите ватку прямо себе на нос! Ребенку уже смешно. А если Вы ещё и подуете на неё с язычка!? Теперь дайте ему возможность сдуть ватку с носика самому! Это упражнение не только полезное, но и очень веселое!

Теперь потренируем длинный вдох и поэтапный выдох.

Налейте в тарелочку или тазик воды и опустите туда плавающую игрушку (рыбу, кораблик, уточку). Понаблюдайте с ребенком за игрушкой: «Смотри, как уточка плавает! Какой красивый у нее хвостик!» Подуйте на уточку – она поплывет быстрее! А теперь наберите воздух, но не выдыхайте сразу. Поддувайте прерывисто, как будто спускаетесь по лестнице, что-то вроде: «Ф-ф-ф-ф!». Дети будут пытаться сделать это следом за Вами.

С этой целью можно использовать и машинки.  Найдите в коллекции карапуза ту, которая легко катится, и попробуйте сдвинуть её с места дыханием.

Тренируем силу выдоха.

Эти упражнения более сложные, поэтому применять их лучше в последнюю очередь. Воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы разомкнуть преграду.

Вы можете поиграть с ребенком в лошадку. Учим лошадку издавать «лошадиные» звуки – смыкаем губы, вдыхаем носом и выдыхаем (без голоса) через губы так, чтобы они завибрировали. При этом получится очень смешной звук, что-то вроде «Прррррррр!» Ура! Лошадка «ожила».

С той же целью подойдет и любая игра, в которой нужно изобразить какой-либо транспорт: вертолет, самолет, трактор, машина – на вкус Вашего ребенка.

Так же силу выдоха помогают тренировать следующие упражнения: - немного прикусите верхними зубами нижнюю губу, вдохните и выдохните через эту преграду без голоса. Получится звук «Фффффф!». Теперь сделайте то же самое, но уже с голосом. Получилось «Вввввввв»! - поднимите язычок в верхнее положение – к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Попробуйте произнести звук «Т» и одновременно сильно выдохнуть. Выйдет звук, похожий на моторчик «Трррррррр».  

Правила выполнения упражнений:

  1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
  2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
  3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!
  4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
  5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка для малыша становится особенно родной и близкой.

В процессе труда у ребенка:

— воспитывается способность концентрировать внимание;

— формируется умение создавать и воплощать замысел;

— стимулируется творчество;

— развивается мелкая мускулатура пальцев;

— расширяются познания о свойствах материала.

Сегодня мы вам предлагаем сделать развивающие игрушки, простые в изготовлении и значимые в развитии ребенка.

Практическая часть.

Непосредственное изготовление игрушек-тренажеров.

Изготовление игрушки «Дракон»

1 этап

Материалы

2 этап

Смазать клеем прямоугольник цветной бумаги, обернуть им втулку, выступающие края бумаги отрезать ножницами.

 

 

3 этап

С одной из сторон втулки подклеить полоски из креповой бумаги – пламя дракона.

4 этап

Приклеить ноздри дракона и глаза на противоположных сторонах втулки.

 

 

5 этап

Сделать глубокий и сильный вдох. Затем плавно делать выдох, сложив губы трубочкой и не надувая щек. Выдыхать ртом до тех пор, пока не закончится воздух.

 

 

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. 

Обратите внимание, что:

  1. Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Это слишком тяжело для ребенка. Одного-двух вполне достаточно.
  2. Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.
  3. Если у ребенка что-то не получается – не переживайте! Научится! С Вашей помощью и поддержкой, конечно!

 

свернуть