В помощь родителям. Учитель-дефектолог Цыбрук Т.И.

В помощь родителям:

Учитель-дефектолог

ЦЫБРУК ТАМАРА ИВАНОВНА

«Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?»

сентябрь
развернуть

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Для нормального становления речи необходимы: полноценный слух, зрение, нормальное строение и работа органов артикуляции, определенный уровень зрелости нервной системы. Большое значение имеет также социальное окружение ребенка, т.е. семья, детский и педагогический коллектив.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

К 4,5-5 годам ребенок должен овладеть всей системой языка: связно говорить, уметь излагать свои мысли, строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет 4-5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР). Оно может быть выражено в разной степени: самый низкий – 1-ый уровень характеризуется произнесением вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов или слогов ( му, ав, ту-ту ). Наиболее типичен для дошкольников 5-ти лет с ОНР более высокий уровень речевого развития – 3-ий. Словарный запас этих детей составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные речевые ошибки детей с ОНР:

1.Трудности называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, локти, ресницы, манжет, воротничок и т.д.);

2.Трудности употребления глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, кусает, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.д.);

3.Трудности в подборе антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, низкий – высокий);

4.Трудности в образовании относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый, сливовый и т.д.).

5.Ошибки в употреблении простых и сложных предлогов («платок лежит кармане», « взяла книгу от полки», «кошка вылезла под кровати»);

6.Ошибки в согласовании различных частей речи («видел два белки», «катался на санкаф»);

7.Ошибки в построении предложений («шел Петя грибы лес собирать», «почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет»);

В звуковом плане дети:

1.Неверно произносят несколько звуков, часто не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ,Л-Р  и т.п. хотя у некоторых детей с ОНР может не быть выраженных нарушений звукопроизношения;

2.Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик – датавотик, фотография – атагафия, магнитофон – матафон);

3.Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, па-ба-па, та-кта, та-тя).

В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Так же развернутые высказывания детей с ОНР отличаются  отсутствием четкости и последовательности изложения. Детям трудно даются  самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, пересказ рассказов и сказок.

Если в речи Вашего ребенка присутствуют данные нарушения, необходимо обратиться за консультацией к учителю – дефектологу, чтобы начать своевременную работу по их преодолению.

 

свернуть

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

октябрь
развернуть

"Играем пальчиками и развиваем речь"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его  распределять.
  4. Если  ребёнок  будет  выполнять  упражнения,  сопровождая  их  короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

 

— развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

—  учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; —  учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить, пальцы раздвинуть II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

—  совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,Мальчик ходит поУказательный и средний пальцы дорожке.    «ходят» по столу.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

—  развивают точную координацию движений;

—  учат сгибать и разгибать пальцы рук;

—  учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз-два-три-четыре-пять!Будем пальчики считать –    Поочередно сгибать паль кулачок, начиная с больш

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

«По кругу»

Покажи уменье другу,Покружись-ка ты Пальцы сжать в кулак, большой палец подня по кругу!        вверх и выполнять круговые движения.

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.«Мышки, есть   На каждый ударный слог пальцы одной

один вопрос:                                              соединяются с большим по порядку вперед

назад. После двустишия – смена руки. 

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк; — растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.

Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребёнка нужно учить:

—  катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

—  рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

—  перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Пальчиковая гимнастика:

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.

3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.

4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда  все  упражнения  будут хорошо знакомы, можно  выполнять следующие  игровые задания:

1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Н а п р и м е р: «Коза» — «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».

И л и: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Н а п р и м е р : «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка(изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы.

Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет  развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  • плетение;
  • лепка (из пластилина, глины);
  • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  • различные игры – шнуровки;
  • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • мозаики;
  • вырезание из бумаги и картона;
  • вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка…» Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками;

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

 

свернуть

"Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут решать ежедневно.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

😉Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках два яблока, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» —«Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.).

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

😉На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.

Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

😉Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

😉На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

😉Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

😉Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

😉Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

😉 На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся

вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как:

😉 «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие вашему ребенку. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим.

 

свернуть

"Игры для развития связной речи и не только"

Умение ребенка излагать свои мысли, эмоционально и последовательно рассказывать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы - это и есть связная речь. Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства). Не упускайте возможность говорить с ребенком обо всем, поддерживать интерес ребенка к общению и наберитесь терпения, чтобы выслушать ребенка до конца.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие

различных речевых навыков в процессе бытовой повседневной деятельности:

Игра «Угадай, что у меня в сумке»

Дети часто встречают родителей фразой, а что ты мне купил(а)?Вот и поиграйте в «Угадай». Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). Кто это любит или для кого это, для папы или мамы?

Игра «Так бывает или нет?»

Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или

«Так не бывает» - доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Почему бурый медведь гуляет по зимнему лесу? Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Медведи зимой спят».

Игра «Угадай, что это». «Угадай, что я вижу»

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Игра «Скажи наоборот»

Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый. Не забудьте посмотреть по сторонам и увидеть, что вокруг есть большое, а что маленькое и т.д.

Игра «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова. Не забудьте закрепить, чем же вы угостили ребенка, а чем он вас, перечисляя все сразу. Не забудьте про эмоции, сморщитесь, если слово «кислое».

Игра «Добавлялки»

Подбирать подходящие слова. Например:

Я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж). 

 Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».

Игра «Озвучки»

Когда смотрите с детьми мультфильмы, описывайте словами все их действия. Если у ребенка есть любимый мультфильм, отключите звук, и говорите знакомыми фразами за персонажи. Например, диалог Винни пуха и Пятачка.

А так же читаем сказки, учим стихи и поем песенки.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках. И для этого не обязательно дорогостоящие игрушки и много свободного времени. Сочиняйте сказки выполняя простые домашние дела, например, как маленькая девочка не хотела есть полезную кашу, а маленький мальчик помогал папе, вспомнить, как бабушка ехала на дачу и как кот Рыжик пугал ворону.

свернуть

"Формирование речевого дыхания"

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости живот. Увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания:

  1. Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. При этом только верхняя половина легких наполняется воздухом. Так же, при этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние в работе над голосом.
  2. Среднее дыхание называют еще межреберным или грудным. Воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Это дыхание зачастую также остается поверхностным, действует большая часть груди и легких.
  3. Нижнее дыхание (диафрагмально-реберное) называют еще «брюшным», или «глубоким». Характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как только опускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимает нижнее дыхание. Оно часто возникает также и во время сна. Его принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Речевое дыхание по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. «Речевой» вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание подсвязочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального под связочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, которая лежит в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющим речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевых нарушений, к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуется ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех – четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. Произнесение детьми 5 – 6 лет четырех-, пяти – и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания, как в семантическом, так и в лексико - грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание, прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохе. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать груднобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Поэтому в дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания. (Пожиленко В.А.) Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи;
  • воздух набирать через нос;
  • плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки.
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
  • выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • заниматься до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений; Работу над дыхание рекомендуется проводить в три этапа:
  1. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
  2. Дифференциация ротового и носового выдоха.
  3. Формирование речевого дыхания.

Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха:

В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное (диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.

Упражнения:

- Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.

- Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)

Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

 

Комплекс состоит из 11 упражнений:

  1. «Ладошки»

И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

 

  1. «Поясок»

И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

 

  1. «Поклон»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

 

  1. «Кошка»

И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

 

  1. «Обними плечи»

И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

 

  1. «Большой маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

 

  1. «Повороты головы»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

 

  1. «Ушки»

И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

 

  1. «Малый маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

 

  1. «Перекаты»

И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

 

  1. «Танцевальные шаги»

И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

 

Формирование длительного ротового выдоха:

  1. Учить дуть направленно: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
  2. Обучение ротовому выдоху: ребенку предлагается беззвучно вытолкнуть кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении выталкивания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
  3. При разучивании вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен.

Дифференциация ротового и носового выдохов:

Ребенок должен уметь ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Работа разделена на три этапа:

  1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
  • широко открыть рот и спокойно подышать носом.
  • закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. (Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю).
  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом ( рот не закрывать)
  • вдох носом, плавный выдох ртом ( рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)
  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы
  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  1. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
  • вдох носом, выдох через нос толчками
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
  • рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака)
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать)
  • вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  1. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
  • вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце
  • вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох
  • вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
  • вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох
  • губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
  • губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 - секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

 

Формирование речевого дыхания.

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут.

Например, (сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания, слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто):

  • Па, папа, папапа, папапапа.
  • Ма, мама, мамама, мамамама.
  • Ва, вава, вавава, вававава. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре), обратным (пять, четыре, три, два, один). По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времена года.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить, только потом можно переходить к тренировкам. Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.

 

свернуть

"Играем вместе с ребенком: речевые игры по дороге домой"

У современных родителей и детей дни расписаны поминутно: сад, кружки, походы в магазины, поликлиники, посещение родственников и друзей, поездки. Когда это всё успеть? С ребенком дошкольного возраста можно заниматься и по дороге домой. В это время ребенок расположен к общению с Вами, обстановка предполагает расслабленность, свободу и творчество, что можно использовать с пользой. Предлагаем Вам несколько дидактических, речевых игр, которые Вы можете проводить с ребенком по пути в сад и из сада.

Расскажи маршрут

Цель: закреплять умение употреблять слова «прямо», «налево», «направо», «вверх», «вниз», «вперед», «сначала», «потом», «между», «через» и т.д.

Описание: взрослый предлагает ребенку описать маршрут от сада до дома. «Расскажи, как нам дойти домой?» Например, сначала мы выходим из сада, спускаемся по лестнице вниз, потом поворачиваем направо, идём прямо, проходим между деревьями.

Отгадай предмет

Цель: закреплять умение называть целый предмет по названию его частей.

Описание: взрослый называет части предмета, который видит по дороге домой. Ребенок отгадывает предмет и называет его. Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Назови лишнее слово

Цель: закреплять умение обобщать слова по категориям и выделять слова из другой категории, формировать умение объяснять свой выбор, используя слова «потому что».

Описание: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

зима, апрель, весна, осень, лето;

Я вижу

Цель: закреплять умение употреблять существительные в винительном падеже, составлять предложение с однородными дополнениями.

Описание: взрослый произносит предложение «Я вижу…» с 4-5 предметами, затем предлагает ребенку также продолжить фразу «Я вижу…». Играют по очереди.

Скажи наоборот

Цель: закреплять умение подбирать антонимы к словам.

Описание: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.

Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой …

Назови детеныша

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

Описание: взрослый объясняет ребенку: детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет кого?…(телёнка)

Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка). Медведица ищет…(медвежонка). Белка ищет…(бельчонка).

Назови ласково

Цель: закреплять умение согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Описание: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький).

Выбери правильное слово

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Описание: из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, взрослый предлагает ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Осенью дует … (холодный, мокрый) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам)

 

свернуть

"Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возраста"

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры:

  • «Игра в слова»
  1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

  1. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

  1. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

  1. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

 

  • Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

 

  • Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

1

  • Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

 

  • Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

 

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

 

свернуть