В помощь педагогам. Учитель-дефектолог Савонова Л.В.

В помощь педагогам:

Учитель-дефектолог

САВОНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

"Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя специальной группы как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

сентябрь
развернуть

Целью образовательного процесса работы с детьми с ОПФР является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей.  Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей   и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания. Работа ведется в таких направлениях, как:

* диагностическое;

* коррекционно-развивающее;

* консультативно-просветительское.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога.

 Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

  • Системность. 
  • Комплексность.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОПФР в процессе занятий.
  • Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Функции дефектолога:

  1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
  2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  3. Коррекция звукопроизношения.
  4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  7. Обучение связной речи.
  8. Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
  2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  5. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога.
  7. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

   Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей с ОПФР в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

 Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

  1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

  1. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

  1. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

  1. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:

  • дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
  • воспитатель закрепляет их.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.

свернуть

"Особенности речи детей с ОНР"

октябрь
развернуть

Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать знания, а также регулировать поведение. Без достаточного уровня развития речи невозможна полноценная жизнь человека.

Речь состоит из нескольких компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Нарушаться может один, несколько или все компоненты речи. В зависимости от этого и картина речевых нарушений будет разная. Термин «ТНР» (тяжёлые нарушения речи) означает, что у ребёнка выявлено недоразвитие  всех компонентов речи.

Основные компоненты речи:

  1. Понимание речи.

Бытовой уровень - понимание смысла слов: Что это? Кто это? Где конь? Где дом? Где дым? и т.п.

Взрослый говорит ребёнку: «Принеси большой красный мяч», а ребёнок не выполняет эту просьбу или выполняет неправильно. Что делать? Оречевлять всё, что видите вокруг: называть предметы, действия, свойства предметов и добиваться понимания этого ребёнком. Как? Показываете и называете предмет, а ещё лучше даёте ребёнку подействовать с ним, если это возможно. Просите ребёнка показать (принести) тот предмет, который вы показали и назвали. Затем просите показать этот предмет среди других предметов. И только после нескольких таких действий просите назвать этот предмет. Ребёнок видит предмет, действует с ним и связывает его в своём сознании с определённым звукокомплексом – так и учится понимать речь.

Двуязычие – если ребёнку предъявляется сразу два и более языка для общения, может произойти сбой формирования понимания речи. В результате он может заговорить на смеси языков, вообще не заговорить, т.к. он не сможет понять речь или он может «выдумать» свой язык. Что делать? Учить ребёнка нескольким языкам одновременно можно, но необходимо разграничить эти языки в сознании ребёнка или по времени, или носителей языка.

Образный уровень – это понимание отвлечённых понятий (добро, радость, покой, горе), пространственных, а также временных отношений. Понятие времени и для взрослого сложно, а для ребёнка  - тем более. Чтобы освоиться во времени, люди «овеществили» его – придумали календарь и часы.

Логический уровеньстановится возможным понимание скрытого смысла, слов в переносном значении, например: «часы идут», «золотое сердце», а также становится доступным отгадывание загадок, понимание небылиц и шуток.

Если ребёнок не в полном объёме понимает обращённую речь, его самостоятельная речь тоже будет развиваться с отклонениями.

Все слова, которые человек понимает: точно, понимает приблизительно или только догадывается об их значении, даже если их в речи не употребляет – это пассивный словарь.

  1. Активный словарь – тот диапазон пассивного словаря, которым человек пользуется для коммуникации.

а) части речи: это запас существительных, прилагательных, глаголов и т.п. Давайте проверим наш пассивный словарь. Приз получит тот, кто скажет последнее слово.

Имена существительные: - Назовите транспорт.

Глаголы: - Вода – что делает? (Вода во всех видах – река, ручей, море, капля, но не газ и не лёд).

Имена прилагательные: – Снег какой?

Однокоренные слова – подберите слова-родственники к слову «снег»:

Многозначные слова:

Слово «посадить» - «Кого, что куда посадим?» (куклу, цветок, ребенка и т.д.)

б) грамматика – согласование слов во фразе и предложении. Грамматическое построение русского языка довольно сложное: есть категории рода, числа, падежа, склонения, спряжения, суффиксы, окончания, приставки, предлоги, сложение корней слов и т.п. Освоить всё это сложно, и возможно только в процессе практического использования, т.е., только если ребёнок ГОВОРИТ!

 Или для упражнения в образовании притяжательных прилагательных –

                                                               игра «Медвежьи шахматы» - показ.

                                                                    - Чьи уши, лапы (ноги),

                                                                    Шерсть, хвост?

                                                                    - Где медвежьи уши?

Для упражнения в склонении имён существительных в родительном падеже можно использовать игру «Один – много». Это инопланетян. Чем он отличается от человека? У него много (чего?) … (ушей, носов, ртов, зубов…)

в) связная речь. Это очень сложный вид деятельности для дошкольников. Даже дети без нарушений с трудом могут рассказывать и пересказывать, а дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не могут этими умениями овладеть.

Связная речь делится на: письменную и устную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. Монологическая речь делится на объяснительную и повествовательную, бывает прозаической и поэтической.   

Детям с нарушениями речи заучивание стихотворений практически недоступно. Мало того, что стихи написаны сложным для понимания образным языком, запомнить их надо точно и последовательно, так ещё и слова в них переставлять нельзя! Как помочь в этой ситуации? Так же – рисовать! Рисовать стихотворение. Как?

(Показ с одновременным проговариванием стихотворения «Космонавт» и чистоговорки «Кошка в окошке шапку шьёт…).

«Кошка в окошке шапку шьёт,      Мышка в сапожках избушку метёт».

Стихотворение «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит…

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря…

Видит он весь шар земной, -

Шар земной – наш дом родной!

Ребёнок сможет запомнить и рассказать стихотворение только в том случае, если поймёт в нём каждое слово!

Слово – основная единица языка и речи.

Следующий компонент речи – слоговая структура слова – это умение последовательно произносить звуки в слове. В той или иной мере нарушения слоговой структуры слова характерны для всех детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Можно сказать, что такие нарушения являются диагностическим показателем недоразвития речи. Это могут быть: пропуски звуков и слогов, перестановки звуков и слогов, замены одних звуков другими, и разные сочетания этих нарушений.

Что делать? Помочь ребёнку можно, но для этого у него должен быть достаточный уровень развития слухового внимания и контроля за своим произношением.

Показ работы с помощью фишек - слово «радуга»:

Если ребёнок не слышит своего произношения, можно «перевести» слоговую схему слова в зрительные образы. Например, каждый слог какого-то слова обозначить цветными фишками (это могут быть карандаши, пробки, пуговицы и т.п.), которые взрослый раскладывает на столе слева направо и в медленном темпе проговаривает вместе с  ребёнком по очереди: «ра», «ду», «га». Повторять нужно до тех пор, пока ребёнок не запомнит, какая фишка как «называется». Затем темп постепенно увеличивается, и таким образом малыш сможет проговорить слово «радуга», не перепутав слогов. Повторять такое упражнение нужно до тех пор, пока ребёнок не начнёт уверенно проговаривать слово без зрительной опоры, т. е., под контролем своего слуха. Вместо фишек можно пользоваться собственными пальцами, нарисовав на подушечках какие-либо знаки (или буквы). Таким же образом можно помочь и при других проблемах – пропусках согласных при стечении в слове («пингвин»), и при перестановке слогов в слове («мотолок», «сеевик», «кошоладка»).

Очень часто наблюдается такое нарушение, как перестановка звуков в слове. Например, слово «птица». Это классический пример нарушения слоговой структуры слова. Корни проблемы те же, т.е.,  недоразвитие фонематического восприятия. В этом случае опять помогут картинки. Каждый звук можно с чем-нибудь сравнить. «Ж-ж-ж» - жук жужжит, «С-с-с» - вода льётся, «Д-д-д» - дятел по дереву стучит, «К-к-к» - каблуки по асфальту стучат и т.д. Гласные звуки – а, о, у, и, э, ы – геометрические фигуры красного цвета соответствуют положению губ при их произнесении.

Звукопроизношение – ещё один компонент речи. Для того, чтобы ребёнок мог правильно артикулировать звуки, у него должны быть сформированы движения органов артикуляции, нормализованы просодические компоненты речи и развито фонематическое восприятие.

Психологическая база речи – это ещё один, базовый компонент речи. Это уровень развития психических процессов. Психические процессы – это внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Этот компонент должен стоять первым, так как только на его основе возможно овладение речью.

 

свернуть

"Речевая среда в группе для детей с ТНР"

Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д.  В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. 

У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семьи с низким социально-экономическим статусом. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий.

Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

         Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия. Очень важно в некоторых случаях быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение в случае необходимости, а также с психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-дефектолога должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или по просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Методы проведения занятий дома.

Дети в возрасте до 5 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

          Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

 

 

Правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно!Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

свернуть

"Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи"

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойким аграмматизмом, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Отмечаются затруднения в формировании устной речи, а также коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе.  

У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и могут наблюдаться особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Сочетание нарушений речевого и некоторых особенностей познавательного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учётом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании - это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А.А. Кирсанова, дифференцированный подход - это особый подход  к различным группам воспитанников, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объёму сложности, методам и приёмам.            

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется в непосредственно образовательной деятельности в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач. Главной задачей воспитателя - сократить путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.            

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное - научить ребёнка читать.            

Умение ребёнка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребёнка дошкольного возраста является именно развитая                                 устная речь. Поэтому учебная программа дошкольного образования предусматривает серьёзную работу по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все её стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).            

Учитель-дефектолог занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь педагогам.             Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает   предыдущее, а дополняет его Однако, многие из традиционных методик разработаны, исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.             Необходима особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе.             Именно дифференцированный подход в обучении развитию речи поможет справиться с этой задачей.             Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить всех!             В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.             При дифференцированном обучении учитываются:

  • биологические предпосылки индивидуальных различий в обучении,
  • психологический возраст личности,
  • степень готовности к обучению и др. параметры, от которых может зависеть эффективность обучения.

Основная цель дифференцированного подхода - согласование процесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.             Выделим основные положения, необходимые для осуществления грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников развитию речи:

  1. Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
  2. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  3. Тесная связь с логопедическими технологиями.
  4. Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
  5. Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.
  6. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по данному вопросу.

Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, учителя-дефектолога.

 

свернуть