В помощь педагогам

Планирование образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

  • Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
  • Научно ­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
  • Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
  • Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).
  • Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
  • Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).
  • Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
  • Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).
  • Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи; источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно­ методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий. 

свернуть

Рекомендации воспитателям дошкольного образования по организации предметной - развивающей среды в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Организация предметной-развивающей  среды в первой младшей группе

 (от двух до трех лет)

Ведущий вид деятельности - предметная деятельность. В наличии должны быть следующие игрушки:

  • дидактические
  • сюжетно-образные
  • музыкальные
  • спортивные
  • игрушки-забавы; из разных материалов, разной величины, с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные)

1. Центр познавательного развития

  • сенсорный стол
  • дидактические игры
  • мягконабивные напольные дидактические игрушки: краб, божья коровка и др.
  • серии картинок (тематические альбомы)
  • ростомер в виде игрушки
  • координационные коврики со следами рук и ног
  • подвешенные легкие игрушки для развития речевого дыхания

2. Центр развития конструкторских способностей

  • крупный строительный материал
  • средний строительный материал (деревянный, пластмассовый)

3. Уголок двигательных игрушек

  • коляски
  • легковые и грузовые машины
  • заводные машины
  • машины на веревочках
  • тележки
  • каталки
  • автобусы
  • трамваи
  • теплоход
  • лодка и др.

4. Игровой центр

  • сюжетно-ролевые игры "Дом", "Автобус", "Поликлиника"
  • предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные
  • игрушки-забавы
  • предметы-заменители и другой вспомогательный материал (коробочки, дощечки и др.)

5. Центр развития движений

6. Экологический центр

7. Центр творчества

7. Уголок ряженья

  • зеркало
  • передники
  • юбочки
  • косыночки
  • бусы
  • шляпки
  • веночки
  • сумочки
  • пелеринки
  • сундук
  • куклы с комплектом одежды

8. Уголок уединения

 

Организация предметной-развивающей  среды во второй младшей группе

(от трех до четырех лет)

1. Центр познавательно-интеллектуального развития

  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы "Лего" и пр.
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки
  • демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер

2. Центр творчества

3. Экологический центр

4. Игровой центр

  • сюжетно-ролевые игры "Дом", "Магазин", "Парикмахерская", "Больница", строительные игры "Пароход", "Самолет", "Гараж" и пр.
  • игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
  • уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)

5. Центр строительства

  • крупный и средний строительный материал
  • модели готовых построек
  • мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

6. Уголок уединения

7. Уголок по изучению правил дорожного движения

  • элементарные макеты дороги
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с видами различного транспорта

8. Центр развития движений

9. Уголок книги

10. Уголок краеведения (этнографии)

  1. генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)
  2. альбомы о городе, поселке, деревне
  3. иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
  4. иллюстрированные книги о белорусских городах
  5. кукла в белорусском костюме

11. Уголок дежурных

  1. фартуки
  2. щетки-сметки
  3. совки
  4. карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям

12. Уголок труда

  1. фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  2. уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  3. альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  4. игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

 

Организация предметной-развивающей  среды в средней группе 

(от четырех до пяти лет)

1. Центр познавательно-интеллектуального развития

  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы "Лего" и пр.
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки
  • специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы
  • демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки - забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры

2. Центр творчества

3. Экологический центр

4. Игровой центр

  • сюжетно-ролевые игры "Дом", "Магазин", "Парикмахерская", "Больница", строительные игры "Пароход", "Самолет", "Гараж" и пр.
  • игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
  • уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)

5. Центр строительства

  • крупный и средний строительный материал
  • модели готовых построек
  • мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

6. Уголок уединения

7. Уголок по изучению правил дорожного движения

  • элементарные макеты дороги
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с видами различного транспорта

8. Центр развития движений

9. Уголок книги

10. Уголок краеведения (этнографии)

  1. генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)
  2. альбомы о поселке (деревне)
  3. иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
  4. иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки
  5. кукла в белорусском костюме
  6. альбомы "Моя Беларусь"
  7. настольно-печатные игры "Мой город", "Моя улица"
  8. образцы белорусской посуды, одежды
  9. декоративно-прикладное искусство Беларуси
  10. выставка детских работ

11. Уголок дежурных

  1. фартуки
  2. щетки-сметки
  3. совки
  4. карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре

12. Уголок труда

  1. фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  2. уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  3. альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  4. игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

Наполняемость центров должна быть в соответствии с учебной программой дошкольного образования, Перечня оборудования.

Организация предметной- развивающей  среды в старшей группе

 (от пяти до шести лет)

1. Центр интеллектуального развития

  • игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-­печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем
  • тетради с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки
  • разнообразные волчки, механические игрушки-забавы
  • альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров

2. Центр творчества

3. Уголок книги

4. Экологический центр

5. Игровой центр

  • сюжетно-ролевые игры "Школа", "Ателье", "Почта", "Магазин", "Поликлиника", "Аптек", "Парикмахерская", "Семья", "Библиотека", "Моряки", "Космонавты", "Завод", "Ферма", "Кафе" ("Столовая")
  • предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал
  • игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке
  • уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.

6. Центр строительства

  • конструктор большой и малый из разного материала
  • модели готовых построек
  • фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.
  • модули, схемы
  • открытки, чертежи построек
  • фотографии зданий, рисунки построек
  • готовые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня

7. Центр краеведения

Его содержание динамично и зависит от темы недели.

  • альбомы "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, медицина, промышленность), "Наша область", "Беларусь" (города, костюмы, национальная кухня)
  • предметы искусства
  • предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси
  • макеты города, план детского сада и др.
  • куклы в национальных костюмах
  • макет белорусской избы
  • карта Беларуси, родного города
  • портреты знаменитых людей Беларуси и пр.

8. Уголок уединения

9. Уголок по изучению правил дорожного движения

  • макеты дороги
  • макет светофора
  • жезл
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с различными видами транспорта

10. Центр развития движений

11. Уголок труда

  • фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  • уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  • альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
  • альбом "Наши дела" (составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)

12. Уголок дежурных

  • фартуки
  • щетки-сметки, совки
  • карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центр
свернуть

Рекомендации для воспитателей дошкольного образования по организации прогулок в учреждении дошкольного образования

Общие принципы организации прогулки

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. В соответствие с СанПиН «пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 30 минут – 4 часов».

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под  присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, шапки, куртки, шарфы, варежки (обратите внимание на последовательность одевания детей, процесс раздевания происходит в обратном порядке). Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет 8-12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.

Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию: ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. 

Структура прогулки:

Наблюдение.

Подвижные игры и физические упражнения.

Индивидуальная работа с детьми.

Трудовая деятельность.

Самостоятельная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.

Организация и проведение наблюдений

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

Живая природа: растения и животные;

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) устанавливаются факты;

2) формируются связи между частями объекта;

3) идет накопление представлений у детей;

4) проводятся сопоставления;

5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

При подготовке к наблюдениям следует продумать:

Организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта).

Размещение детей.

Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).

Характер и содержание ответов детей.

Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

Подвижные игры и физические упражнения

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

При планировании подвижных игр и особенно физических упражнений, следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.

При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:

Место проведения, атрибуты.

Приёмы руководства.

Индивидуальный подход в процессе игры.

Трудовая деятельность

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

индивидуальные трудовые поручения,

работа в группах,

коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:

Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).

Приемы постановки и объяснения трудового задания.

Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.

Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.

Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.

Индивидуальная работа

Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.

Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.

Самостоятельная деятельность воспитанников

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)

Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)

Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)

Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

               При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:

Организацию обстановки (атрибутика).

Приемы организации взаимодействия детей.

Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Обратите внимание, головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.

свернуть

Памятка для воспитателя дошкольного образования по проведению прогулок

Подготовку к прогулке начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать планам на данный период времени.  

Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада

Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.

При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю.

Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

Оставлять детей одних, без присмотра.

Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего учреждения дошкольного образования.

свернуть

Презентации в помощь педагогам дошкольного образования

Брошюра "Играя - принимаем"

При проведении просветительской работы со здоровыми детьми, направленной на формирование толерантных отношений к детям с особенностями психофизического развития, с инвалидностью,  необходимо, в первую очередь, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; пригласить людей с инвалидностью на урок, классный час.

В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.

Ниже представлены игры и упражнения, направленные на принятие детей с инвалидностью. 

Упражнение-разминка "Карандаши"

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

  • сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки);
  • использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
  • держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;
  • выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения: при выполнении упражнения от участников требуется чёткая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учётом движений партнёров (при этом все партнёры разные).

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Упражнение "Нобелевская премия"

Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. Речь каждого "лауреата" о решении в обществе проблемы инвалидности вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы "лауреату". Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.

Упражнение "Паутина предрассудков"

Оборудование — моток веревки.

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми.

Предубеждение — отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок — такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.

Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Предлагается кому-то из участников сыграть роль инвалида. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с инвалидностью. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего "инвалида", веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее ведущий спрашивает, что чувствует "инвалид".

Вопрос к участникам: какие у вас возникли чувства? После обсуждения необходимо распутать "инвалида". Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда "инвалид" полностью освобождён от паутины предрассудков.

Упражнение "За кругом"

Количество участников должно быть нечётным. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом.

Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.

Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций в общем кругу. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию непринятия кого-либо, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т. д.).

Упражнение "Войди в роль инвалида"

Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении инвалидов, которые достаточно часто нуждаются в особой поддержке. Кроме того, иногда они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными.

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают инвалиды. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5-7 минут).

Рефлексия занятия:

  • трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
  • какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

 

Знакомство с притчей и её обсуждение

Ведущий: "Одно селение располагалось в горах, где тёк родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: "Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите — вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!" Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно".

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • в чем смысл этой притчи?
  • какие возникают отношения между людьми из-за внешних различий?
  • можно ли оправдать поведение женщин?
  • кто в этой ситуации прав?
  • к чему призывает эта притча? чему она учит людей? поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
  • почему люди бывают злыми, агрессивными по отношению к инвалидам?

Детям предлагается ответить на вопрос, почему люди бывают злыми, агрессивными? Все варианты ответов психолог записывает на доске. Далее идёт совместное обсуждение, в котором психолог подводит детей к выводу, что практически любой конфликт может быть решен "мирно".

Упражнение "Барьеры"

Инструкция: закройте глаза и представьте, что перед вами находится человек с... Охарактеризуйте расстояние, которое вас отделяет, и посчитайте барьеры-препятствия, которые стоят между вами, не открывая глаза. Постарайтесь мысленно убрать эти барьеры. Как изменилось расстояние, отделяющее вас?

Упражнение "Взаимодействие"

Ситуация 1. Ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата при передвижении на коляске уронил рюкзак, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он её принял.

Ситуация 2. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять какой-либо предмет, но на его пути расставлены всевозможные препятствия. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.

Ситуация 3. Участники получают карточки, на которых написаны небольшие фразы, их смысл необходимо передать окружающим без слов, используя только невербальные средства общения.

Упражнение о значении (силе) слова

Упражнение позволяет обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями.

Разделить участников в группы по два человека, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они думают так.

  • колясочник (привязанный к коляске)
  • инвалид (нетрудоспособный)
  • калека
  • физически или умственно неполноценный
  • трудно обучаемое лицо
  • психически больной
  • специальные нужды
  • человек с ограниченными возможностями

Упражнение "Слепой, глухой, немой"

Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

  • не двигается, не слышит, но говорит и видит;
  • не говорит, не слышит, но двигается и видит;
  • не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок; составить список любимых продуктов для дня рождения; выбрать новую марку мобильного телефона с разными функциями.

Группа не помогает. По окончанию первой серии можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.

Главная цель упражнения: погрузить участников в мир человека с ограниченными возможностями, развить принятие, помочь понять глубинные причины непринятия, подводные камни и возможные последствия.

Упражнение "Я — особенный" 

Каждый участник группы, выступая от имени человека с ограниченными возможностями здоровья, доказывает, что он ценен такой, какой он есть. Для выполнения этого упражнения группа делится на подгруппы.

Задание: постараться выделить психологические проблемы, которые могут возникать у людей с ОВЗ. Необходимо представить окружающий мир их глазами. Составляется общий список проблем людей с ограниченными возможностями и вывешивается на доску рядом с первым списком. Следующим этапом становится сравнение двух списков и выделение общих проблем.

Упражнение об отношениях и осведомлённости

Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными.

  1. Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.
  2. Вам нельзя говорить лицам с ограниченными возможностями «Я забегу потом» или «Увидимся позже».
  3. 70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.
  4. Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.
  5. Все слепые люди любят носить темные очки.
  6. Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.
  7. Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него(неё) проблема (что с ним(ней) не так).
  8. Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.
  9. Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он(а) не поймет Вас.
  10. Люди с ментальными заболеваниями более опасны и непредсказуемы.
  11. Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.
  12. Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.
  13. Все глухие хорошо читают по губам.

Упражнение "Корона"

У ребенка на голове "корона". Ему нужно пройти определенное расстояние так, чтобы не уронить "корону". Остальные участники группы – "подданные". Они выстраиваются в две шеренги, образуя символический "королевский путь" до дворца, с поклоном отдают почести "королю", сопровождая его приветственными словами. "Коронованный" должен идти "королевской поступью": прямо держать голову, идти ровно, с достоинством.

Упражнение "Наше послание вам (письмо людей с ограниченными возможностями здоровья)"

Группам делится на минигруппы по 4-5 человек. Каждая минигруппа определяет, с каким нарушением будет человек, от лица они будут сочинять послание. В этом письме надо определить основные проблемы, которые могут возникать у человека с ограниченными возможностями в процессе взаимодействия с окружающими: пристальные взгляды, непонимание речи, страх заболеть самому, неумелая помощь, жалость и т. п. Результатом обсуждения становится список из проблем.

Упражнение "Подарок, который невозможно купить"

Ведущий: "Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время радовали вас другие люди? Что они сделали для вас приятного? Вспомните своих близких, друзей, может быть, своих одноклассников. (Ведущий записывает все эти "благородные поступки" и "добрые дела" на доске.) А теперь давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других. Каким образом вы могли бы сделать приятный сюрприз своим родителям, братьям или сестрам, бабушкам или дедушкам? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить в магазине, своим друзьям или одноклассникам? (Все ответы ведущий записывает на доске.) А теперь мы откроем мастерскую по производству купонов на подарки. Пусть каждый из вас подумает о том, что и кому он мог бы подарить из того, что нельзя нигде купить. Нарисуйте несколько купонов на подарки, которые вы потом сможете подарить своим близким, друзьям и одноклассникам. Напишите на них, что приятного вы собираетесь сделать. Каждый купон раскрасьте фломастерами или карандашами. Затем сложите каждый купон в отдельный конверт и надпишите имя того, кому вы хотите сделать приятный сюрприз".

Рефлексия. Трудно ли было придумать хорошие идеи о том, как принести радость окружающим? Почему подарки, которые нельзя купить, ценнее тех, что куплены в магазине?

Упражнение "Сходства и различия"

Ведущий: "Кто из вас радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных? В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у каждого, а затем – восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху "сходства", а справа – "различия". А теперь запишите, чем вы похожи друг на друга и чем вы друг от друга отличаетесь. Нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами". (По завершении попросите детей представить свои рисунки классу). Рефлексия. Что для тебя было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего? Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

свернуть

Памятка для педагогов "Примерная форма итогового отчета по самообразованию"

Должность________

Ф.И.О.___________

Тема учреждения___

Индивидуальная тема

Срок и период работы над темой____________________________________

Цель самообразования по теме______________________________________

Задачи самообразования__________________________________________

Прошел обучение на повышении квалификации_________________

Изучена литература______________________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий

Наработанный материал___________________________________________

Форма представления материалов___________________________________

Результат работы и формы его представления_________________________

Результат может быть представлен в виде доклада, реферата, статьи в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно­-методической разработки.

Кроме того, педагог может выбрать формы представления накопленного материала:

  • выступления (отчет) на заседании МО,  совета, педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинар;
  • практикум;
  • тренинг;
  • мастер-класс;
  • открытое занятие или мероприятие.
свернуть