В помощь педагогам. Учитель-дефектолог Савонова Л.В.

В помощь педагогам:

Учитель-дефектолог

САВОНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

"Взаимодействие воспитателей и родителей при преодолении речевых нарушений"

сентябрь
развернуть

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи учителя-дефектолога, воспитателей и  родителей.

Цель такого взаимодействия:

- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

 - сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

 - уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого можно провести индивидуальные встречи с родителями. Их выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече можно провести анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.  Следующее – это участие родителей в семинарах по обмену опытом. На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой учителя-дефектолога и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом. Также участие родителей в речевых традициях группы. Примеры:

"КОПИЛКА СЛОВ"

Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

"Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО" В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА" Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.

"МОЙ БУКВАРЬ" Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник "Путешествие в страну знаний". Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).

"МАСТЕРСКАЯ БУКВ" Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

"СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ", "СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ" Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.

"КНИГА СКАЗОК" Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают. - организовываем познавательную игротеку. Устраиваем выставки развивающих игр. - подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития. - оформляем стенд "Советы  логопеда ", стенгазеты "Поговорим серьезно", "Развивающая предметная среда для детей дома"  и  др. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Упражнения 1 комплекса

  • "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
  • "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
  • "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
  • "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
  • "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
  • Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

  • "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
  • "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
  • "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
  • "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Это особый вид игр, который помогает лучше "разговориться". Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

  • ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
  • ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
  • СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
  • ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ  

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

  • УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка…                                  Заюшкина…

Конек…                                 Гадкий…

Мороз…                                 Царевна…

Гуси…                                    Мальчик…

Красная…                              Крошечка…

Дюй…                        Цветик…

Аленький…                           Золотой…

Бременские…                       Доктор…

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово. Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка "Репка".

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки

Репка – "Вау!"

Дед – "Я вам покажу!"

Бабка – "Чтоб тебя…"

Внучка – "Прикольно".

Жучка – "Сейчас спою".

Кошка – "Бубль гум".

Мышка – "Выходи, подлый трус!".

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

"ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище

Мост – мостик – мостище

Дождь – дождик – дождище

Кот – котик – котище…

свернуть

"Последовательность предъявления речевого материала при формировании навыков словообразования и словоизменения"

октябрь
развернуть

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Словообразование существительных, глаголов и прилагательных происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования существительных

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

Образование уменьшительно-ласкательных существительных

  • с суффиксом -ик-: дом – домик    
  • с суффиксом -чик-: забор – заборчик    
  • с суффиксом -к-: лапа-лапка                      
  • с суффиксом –очк-, -ечк-: Аня – Анечка    
  • с суффиксом –ичк-: вода – водичка        
  • с суффиксами –оньк-, -еньк: Маша – Машенька  
  • с суффиксами –ышк-, –ушк-: перо – перышко
  • с суффиксами –иц-, -ец-, -ц-: лужа – лужица

Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды): суп – супница   сахар – сахарница  

  Образование существительных с помощью суффикса –инк-: бусы – бусинка.          

Образование названий детенышей животных и птиц

  • Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

гусь – гусенок – гусята                 слон – слоненок – слонята

  • Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк – волчонок – волчата                       лев - львенок – львята

  • Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова

овца – ягненок – ягнята                 свинья – поросенок – поросята

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

словообразование существительных мужского рода:

- с суффиксом –щик-

барабанщик, кладовщик, часовщик, танцовщик, дрессировщик, сварщик.

- с суффиксом –чик-

летчик, грузчик, водопроводчик, разведчик, переводчик

словообразование существительных женского рода с суффиксом –ниц-. –иц-: художник – художница       учитель – учительница

Формирование словообразования глаголов

Формирование словообразования глаголов осуществляется в следующей последовательности:

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

  • образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),

на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),

по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

про- (читать – прочитать);

  • образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть – застегивать).

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов

умывает – умывается              одевает – одевается

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-: входит – выходит, влетает – вылетает и т. д.

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

Образование притяжательных прилагательных

1.Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин-, -ов-: мамин, папин, тетин, Кошкин, мышиный, гусиный, ежовый, слоновый.

  1. Словообразование с использованием суффикса -ий- без изменения звуковой структуры корня производного слова: коровий, лисий, рыбий.
  2. Словообразование с помощью суффикса -ий- и с чередованием в корне: волчий, заячий, птичий, медвежий.

Образование качественных прилагательных

  1. Словообразование с использованием суффикса –н-:
  • без чередования (вкусный, умный, холодный, интересный)
  • с чередованием (смешной, скучный, мрачный).
  1. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -оват-, -еват- и др. (ленивый, дождливый, сероватый, синеватый)

Образование относительных прилагательных

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-, -ев-.
  • без чередования (шелковый, резиновый, фарфоровый).
  • с чередованием – беглая гласная (ситцевый, перцовый).
  1. Словообразование с использованием суффикса –н-
  • без чередования (зимний, лимонный, капустный, грибной).
  • с чередованием (яблочный, земляничный, клубничный. снежный, бумажный. воздушный)
  1. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. (кожаный, шерстяной, песчаный, серебряный).

При формировании словоизменения дети прежде всего должны уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем использовать языковую форму, они должны понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи дети должны усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

В процессе работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа коррекционной работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.

1 этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

1)дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.

 Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

2 этап включает работу над следующими формами словоизменения:

Существительные:

1)понимание и употребление предложно-падежных конструкций   единственного числа;

2)закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

1)дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

2)согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа

3 этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения

Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций   в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах

Формирование словоизменения существительных

С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности:

  1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2.Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончание –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

  1. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
  2. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
  3. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

 Формирование словоизменения глаголов

Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается легче и раньше, че6м прошедшее, а тем более будущее время.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола:

  1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:
  • дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идет – идут, стоит – стоят, гремит – гремят и др.);
  • с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, чистит – чистят, прыгает – прыгают);
  • с чередованием звуков в основе (течет – текут, бежит - , бегут, печет – пекут и др.).
  1. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица:
  • дифференциация в единственном числе;
  • дифференциация во множественном числе;
  • дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
  1. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:
  • согласование глагола и существительного мужского рода;
  • согласование глагола и существительного женского рода;
  • согласование глагола и существительного среднего рода;
  • дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Формирование словоизменения прилагательных

Рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения прилагательных.

  1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

а) формы мужского рода:

  • с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой);
  • с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый и др.).

б) формы женского рода:

  • с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая);
  • с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, белая и др.).

в) формы среднего рода:

  • с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое);
  • с безударным окончанием (доброе, вкусное, красное, белое и др.).
  1. Согласование прилагательных с существительным в косвенных падежах единственного числа:
  • в беспредложных конструкциях;
  • в предложных конструкциях.
  1. Согласование прилагательных с существительным в косвенных падежах множественного числа:
  • в беспредложных конструкциях;
  • в предложных конструкциях.

Игры и упражнения по формированию навыков словообразования и словоизменения проводятся исходя из последовательности предъявления речевого материала (см. выше)

По материалам:

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического  строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб, 2001.

свернуть

"Речевая среда в группе"

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. 

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. 

РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. 

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. 

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. 

Задачи построения речевой развивающей среды: 

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; 

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений; 

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; 

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; 

— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе. 

 Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,  важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. 

На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды выделяют следующие: 

- Речь педагога; 

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; 

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы. 

Составляющие речевой развивающей среды:

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. 

Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. 

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам: 

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы. 

2) ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. 

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. 

4) ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений. 

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. 

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. 

7) УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению. 

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. 

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие: 

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания. 

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения. 

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи. 

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми.  Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь. 

- Монологическая компетенция  - предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него. 

Требования к предметно-развивающей речевой среде: 

-Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям; 

-Трансформируемость пространства; 

-Полифункциональность материалов; 

-Вариативность среды; 

-Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности); 

-Безопасность 

Организация развивающей среды в ДУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп. 

Младшая   и средняя группа: 

-грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; 

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); 

-методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); 

-организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.  

Старшая и подготовительная группа: 

-грамотная речь педагога; 

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); 

-методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); 

-организация восприятия с последующим обсуждением). 

-создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.  

Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи: 

На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки   на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д. 

На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д. 

Дидактические игры для активизации словаря; 

Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки; 

На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, еѐ героем может стать добрый гном, который будет учить правильно, говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Оборудование и наполнение речевой зоны:

  1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
  2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки. Детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки.  Предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации,  игры с парными карточками,  звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

  1. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

  1. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать»,

«Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»;

пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»;

«Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

  1. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

  1. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

  1. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

свернуть

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями"

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.

Например, ребенок может видеть различное положение губ при произнесении звуков [С] и [Ш]. Однако, ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции – положение языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребенок как бы подбирает такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, т. е. правильное звучание звука. Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, [С] и [Ш] кажутся ребенку по звучанию одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий.

Все звуки речи отличаются друг от друга определенными характеристиками – высотой, силой и длительностью звучания. Например, гласные являются более сильными, т.е. воспринимаются нашим слухом как более громкие, нежели согласные. Мягкие и твердые согласные так же различаются по высоте, – мягкие звуки являются более высокими, чем твердые. Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названым выше признакам, то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.

Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).

Неразличение речевых звуков на слух ребенком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.

Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.(Г. В. Чиркина).   

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.)

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова).

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

Фонематические представления  – это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова).

Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?

  1. Постановка звуков идет быстрее и качественнее.
  2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
  3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы).
  4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
  5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
  6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

 

Работа по преодолению фонематических нарушений.

Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения используются  в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем.

1 этап работы.

Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

         Задачи:

  • развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
  • формирование четкого слухового образца звука;
  • формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
  • создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических процессов.

Для этой цели используются следующие игры и упражнения:                                                                                                                 

  1. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым.
  2. «Капризный телефон» – нормальное и дефектное произнесение звука
  3. « Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение слогов или слов в заданной последовательности.
  4. « Назови пару» – произносится твердый звук, необходимо назвать аналогичный мягкий (М – М* ).
  5. «Объясни значение слова» - используются слова – паронимы (угол – уголь; мел – мель).
  6. «Собери картинку и найди пару» - собрать картинку из 4-6 частей и подобрать к ней слово-пароним (мак – бак, кот – рот).
  7. «Повторить чистоговорку, содержащую оппозиционные звуки:

ва –фа –ва – там сова

фа –ва – фа – у нас софа и т.п.

  1. « Подбери рифму к стиху».
  2. « Говорящие кубики »- каждый из 5 – 7кубиков называют каким-нибудь звуком, например,1-н,2-м,3-к,4-р,5-п. Вопрос: в каком гараже завелась машина? Ответ: в гараже под № 4.
  3. « Лесенка» - различение и воспроизведение звукокомплекса по высоте. На 1ступеньке лестницы стоит корова ( низкий голос), на 2 – овечка (средний тембр), на 3 – комар ( высокий голос).
  4. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
  5. « Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком.
  6. «Поиграем с рифмой» - нужно выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(перина, подушка, рубашка).

Используются и другие аналогичные данным игры.

В процессе таких игр и упражнений дети овладевали умением различать оппозиционные звуки: свистящие – шипящие, звонкие – глухие, фрикативные - взрывные, твердые – мягкие.

 

2 этап работы.

Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.

Задачи этого этапа:

  • развитие фонематического восприятия,
  • фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических представлений.

Предлагаются следующие задания:

- произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

- проводятся слуховые и зрительные диктанты;

- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции;

- повторение звукокомплекса, типа АОУ, и подобные этим задания.

  • из ряда слогов выделить заданный звук;
  • составление всех возможных слогов из предложенных звуков, букв;
  • наращивание слогов: са, са – сы, са –сы –су.
  • «Скажи наоборот» (игра с мячом); са – ас.
  • Выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов.

Уровень слова.

Для определения наличия заданного звука в слове используются такие упражнения:

* выполнить условный сигнал на заданный звук, если такой есть в перечисленных словах;

* отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;

* «Лото»: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком;

 * в каком из слов есть, например звук [ В] – ворона сидит на суку.

Фонематический анализ и синтез.

Работа в этом направлении начинается с определения первого ударного гласного звука в словах: утка, осень, иглы и т.д. Далее по традиционной схеме.

В процессе обучения у детей формируется навык:

1) звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности;

2) умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный; твердый – мягкий согласный; звонкий – глухой согласный звук.

3) формируется навык анализа простых предложений (по количеству слов, слогов, звуков),

4) работа со схемами слов и предложений.

С этой целью используются следующие игры:

  • « Звуковая дорожка» - назвать звуки по - порядку;
  • «Веселый поезд» - поместить звук в нужный вагон;
  • «Цифры» - показать цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,
  • «Цепочка» - называть слово на конечный звук предыдущего;
  • «Собери из звуков слово» - синтез слов последовательный и вперемежку;
  • «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).

 

Формирование фонематических представлений.

В работе над развитием этого процесса используются следующие задания:

  • «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова, назвать игрушки на заданный звук.
  • «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.
  • Разложи картинки с заданным звуком в 3 ряда: 1 – названный звук слышится в начале слова, 2 – в конце, 3 – в середине.
  • Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в названии цвета, например, кошка – красный.
  • Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, варежки, овощи, лопата: вол.
  • «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.

Заключение.

Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи способствует  устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним  признаком, при анализе услышанного и при его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).

 

свернуть