Группа №8 - интегрированного обучения и воспитания (от 5 до 7 лет)

"Тонкий лед"

"Правила дорожного движения"

"10 заповедей для родителей"

"Развитие речи"

"Родителям-водителям"

"Особые дети. Аутизм"

Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок - аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми - аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети - аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть "ты" или "он"- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Несмотря на то, что дети - аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Родители, которые имеют детей - аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей - аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей, помочь им найти контакт с внешним миром. Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка. Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;
  • режим, дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
  • необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
  • необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются.
  • не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день:
  • желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
  • большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок - место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать;
  • необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
  • дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка;
  • хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

  1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
  2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
  3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
  4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
  5. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
  6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
  7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
  8. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
  9. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

 

свернуть

"Развитие произвольной памяти у детей с трудностями в обучении"

Учитель-дефектолог Цыбрук Т.И.
развернуть

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения. Обычно дети легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае, количество запоминаемого материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация и т. д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов ребенок запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведения информации.

Однако произвольное запоминание продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

У детей же с трудностями в обучении ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

Как же правильно организовать работу по формированию произвольной памяти у детей с трудностями в обучении?..

  Определим наиболее важные направления этой работы:

  • Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, имеющих трудности в обучении, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
  • Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
  • Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный (словесный).
  • Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать  30%  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
  • Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.
  • Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.
  • Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
  • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.
  • Педагогам и родителям, работающим  с детьми с трудностями в обучении необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

       - Слабость  их мыслительной деятельности.

      - Пониженная познавательная активность.

      - Недостаточность произвольной саморегуляции.

 

 

свернуть

"Формирование ЗОЖ у детей"

"Здоровый образ жизни"

"Воспитание любви к малой Родине"

Любімая   Ліда,

Цудоўная   Ліда -

Пявучы   прынеманскі   наш    гарадок.

Няхай   над   тобою,

Заўсёды   з   любоўю!

Блакітнага неба цвіце васілёк!

 

Уважаемые родители! 

Помните, что знакомство с родным городом: - расширяет кругозор детей, - формирует интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

 М.Л. Матусовский

 

 

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

        Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

       Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой Родиной является наш славный город Лида

 

1. Возвращаясь с ребёнком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного? »: «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице. Я вижу, что у строящегося дома появился ещё один этаж. А ты что видишь? Ребёнок может заметить, например, что машины убирают улицу; что в сквере идут озеленительные работы; что появились новые скамейки, на которых люди могут отдохнуть; и т. д. Помогите ребёнку увидеть то, что в воспитательном отношении более важно: труд людей, преобразование облика города и др. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления о городе. Дома предложите нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

2. Если у ребёнка есть мелкий строительный материал, предложите ему построить такой же дом, что строится на вашей улице.

3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно покажите результаты вашего труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умение контактировать с другими людьми; что было бы, если бы вы работали плохо.

4. Расскажите о предприятии, на котором вы работаете. Какую продукцию выпускает или добывает, кому и для чего она нужна, куда её отправляют.

5. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать тебе рубашку».

6. В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города, расскажите ему о памятниках, в честь кого они воздвигнуты, какое событие предшествовало этому. Восхищайтесь красотой родного города, передавайте свои впечатления и эмоции ребёнку.

7. Посещайте совместно с членами семьи и ребёнком театры, музеи, концерты, праздничные мероприятия, демонстрации, пусть он видит, как люди чтят память героев войны, героев труда, достижения города, значимые для всей страны.

8. Расскажите о членах семьи, которые достигли хороших результатов в работе, учебе, защищали в разное время нашу страну от врагов. Показывайте, как вы гордитесь достижениями своих родственников и членов семьи.

9. Любовь к своему городу – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края важно приучать дошкольника беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Часто в воскресные дни принято с друзьями

свернуть

"Воспитываем любовь к Родине вместе"

 «Нельзя пробудить чувство Родины

без восприятия и переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся

воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский

Для любого ребенка Родина, в первую очередь, – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья, как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Большая Родина всегда начинается с малой родины – места, где человек родился, его семьи, дома, детского сада, школы, лесов, полей и рек, расположенных рядом. В каждой семье есть свои традиции, в каждом крае есть своя природа, каждый город или село имеет свою историю. Всё это поможет каждой личности успешно адаптироваться в социальной среде, усвоить принятые нормы поведения, взаимоотношений.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Большую роль в этом играют взаимоотношения друг с другом, с взрослыми. Совместная игровая деятельность позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, народные обряды), чтобы знать свою культуру, свои национальные традиции, чтобы не прерывалась связь времен и поколений.

Патриотические чувства надо прививать детям с раннего возраста. Воспитание патриотических чувств у детей происходит последовательно: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.

Родная семья. Мир ребѐнка начинается с его семьи, впервые он осознаѐт себя человеком - членом семейного сообщества. У ребенка воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Чаще беседуйте с детьми о том, что семья - это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратите внимание ребенка на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит; папа ремонтирует бытовую технику и т.д.

Родной город. Детям трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, необходимо постепенно знакомить детей с близлежащими улицами, жилыми зданиями и зданиями общественного назначения. Расскажите ребенку о том, что улиц много, каждая имеет своѐ название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес. Обращайте внимание детей на всѐ положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание - труд людей по благоустройству города (работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелѐных насаждений и т.д.) Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым. Необходимо знакомить детей с достопримечательностями родного города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, собор и т.д. Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Можно рассмотреть герб города, иллюстрации и фотографии города, каким он был раньше, а во время прогулки обратить внимание на современный облик родного города. Знакомство с легендами о городе, чтение стихов, слушание и пение песен поможет ребенку прочувствовать любовь к Родине через художественное слово. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать еѐ лучше.

Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе ближайшего окружения, участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе родного края. Можно рассмотреть иллюстрации или просмотреть видеоролики о лесах, полях, реках, о разнообразии живой природы,  подчѐркивая этим, что наша страна красивая и большая. Родная страна. Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Детей знакомим с государственными символами: гербом, флагом, гимном. Расскажите детям о достопримечательностях нашей страны, музеях и памятниках, которые являются носителями памятных исторических событий героического прошлого нашей Родины. Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Очень важно знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, еѐ богатстве и красоте. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неѐ необходима всегда! Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

У детей нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.

Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир. Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!

                                                        

свернуть

"Шануйце родную мову"

Яшчэ ў далёкай старажытнасці людзі здабывалі агонь, прыручалі жывёл, навучыліся апрацоўваць зямлю, вырошчваць ураджай, будаваць масты, вадзіць па вадзе караблі… Буйнейшымі заваёвамі чалавечага розуму ў пазнейшыя часы сталі паравая машына, электрычнасць, радыё, самалёты. А яшчэ пазней вялікім цудам з’явіліся штучныя спадарожнікі Зямлі, касмічныя караблі і выхад чалавека ў космас…    Але ўсё гэта стала магчымым, бадай, таму, што ў людзей даўным-даўно з’явілася мова. Менавіта яна вывела чалавека ў свет розуму.    Мова... Наша родная мова... Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове. Залатыя лісцікі на дрэвах, кожная птушка, кожная кветка і, канешне, чалавек — усе маюць сваю мову. «Самы найвялікшы і бясспрэчны закон жыцця — гэта людская мова, праз якую чалавек стаў вышэй за ўсіх істот пад сонцам», — пісаў знакаміты Янка Купала. Сапраўды, чалавечую мову нельга параўнаць з мовай птушак, жывёл, раслін. Яна з'яўляецца больш прыгожай, мілагучнай, дзякуючы ей людзі размаўляюць, вучацца, дасягаюць сваей мэты. Роднае слова з’яўляецца адным з самых вялікіх здабыткаў кожнага народа. Яго з пашанай называюць люстэркам культуры і формай яе існавання. Родная мова з’яўляецца формай існавання і захавання народных традыцый, звычаяў, духоўных скарбаў, спосабам і сродкам развіцця нацыянальнай культуры.    Але нашу родную мову трэба аберагаць, трэба не саромецца яе. Памятаеце, як у далёкія часы пакутавалі людзі, якім трэба было адрачыся ад роднай мовы, ад радзімы.   Цяпер мы павінны адстойваць свае нацыянальныя інтарэсы.    Мова — гэта душа народа. Нагадаем словы народнага песняра Янкі Купалы: “Гэта душа душы беларуса — мова зраслася з ім, як зрастаецца са сваім коранем дрэва. Падкапайце яго, абсячыце дазвання яго корань — дрэва засохне, перастане жыць”. Купала сцвярджаў, што вырачыся роднага слова — тое ж самае, як вырачыся роднай маці. І ачуняць, глянуць па-арлінаму смела, на думку песняра, мы зможам толькі тады, калі пад кожнай страхой, кожным дахам зойме пачэснае месца наша родная беларуская кніжка.  На вялікі жаль, мы рэдка задумваемся пра свае карані. А, магчыма, каб задумваліся, былі б болей памятлівымі, болей абачнымі і адказнымі, з большай цеплынёй ставіліся да людзей, што пакінулі нам вялікую спадчыну — нашу мову.

Ад прадзедаў спакон вякоў      

Мне засталася спадчына;      

Паміж сваіх і чужакоў      

Яна мне ласкай матчынай.        

Аб ёй мне баюць казкі-сны      

Вясеннія праталіны,      

I лесу шэлест верасны,      

I ў полі дуб апалены...        

                                      Янка Купала

Мова — гэта тое, без чаго не можа жыць ніводны чалавек. Мы павінны абараняць нашу мову, не саромецца яе, паважаць яе самі, а таксама прывіць любоў і павагу да яе нашым дзецям.  “Трапяткая і сіняя, як васілёк, і гарачая, як прамень” — так назваў родную мову наш таленавіты пісьменнік і паэт, непераўзыдзены рамантык Уладзімір Караткевіч. І хочацца верыць, што наша родная мова заўседы застанецца любiмай, паважанай i ўвогуле, самай самай.

 

свернуть

"Воспитываем юного гражданина"

  1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях в детском саду и после них)
  7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны.
  8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, в которых рассказывается о людях, прославивших нашу страну, в которой мы живём; позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие.
  10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
свернуть

"Учите детей любить Родину!"