Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
способствовать успешной социализации детей с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
⇒освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
⇒исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
⇒обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
⇒создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
⇒формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
⇒формирование позитивно ориентированной личности;
⇒профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание
Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания
При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании «Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
- Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях, утвержденные 16 августа 2010 г.;
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденное 24.06.2020;
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».
Ведение документации
В учреждениях дошкольного образования, создавших группы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:
- приказ руководителя учреждения образования о создании групп интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
- заявления законных представителей обучающихся о зачислении в группы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания;
- заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;
- учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;
- расписания учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, день и время проведения;
- журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);
- диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;
- тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования;
- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).
Преемственность работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания
Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания детей имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития. Работа всех специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога-психолога и др.) направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания. Для этого:
- создана адаптивная образовательная среда с учетом зоны актуального и ближайшего развития как детей нормально развивающихся, так и детей с особенностями психофизического развития;
- реализуется принцип «здоровьесберегающего общения» педагогов, детей и родителей, основанный на уважении личности каждого участника образовательного процесса;
- организовано психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания, преемственность работы специалистов дошкольного учреждения;
- гибко и вариативно используются методы образовательного процесса и формы организации детей;
- созданы условия для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками (с учетом их возможностей и потребностей);
- налажена работа по созданию детского коллектива, сплочению сообщества родителей по поддержанию доброжелательных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок-педагог»;
- обеспечена мотивация деятельности, создаются для каждого ребенка ситуации успеха;
- ведется учет рефлексивного аспекта интеграции.
При организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания педагоги избегают требований, превышающих возможности детей с особенностями психофизического развития, теоретизированного обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей.
В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, помощника воспитателя) имеют свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития).
Воспитатель дошкольного образования планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями.
Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после коррекционных занятий с целью закрепления полученных представлений.
Распорядок дня и сетка занятий учителя-дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тема соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых представлений.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-развивающем процессах. Выполняет рекомендации учителя-дефектолога, воспитателя, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, стимулирование их психофизического развития.
Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции.
Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах (ударных и шумовых) и др.
Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д. Ведет поиск и внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Оказывает консультационную помощь родителям по вопросам физического воспитания.
Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания, которые совместно решают ряд основных задач:
- охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
- воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
- подготовка детей с особенностями психофизического развития к обучению на следующей ступени образования.
В интегрированных группах воспитания и обучения создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения – задача, которую решают учитель-дефектолог и специалисты при организации интегрированного обучения и воспитания. Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.
Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в образовательном пространстве
На современном этапе формируется единое образовательное пространство, которое призвано реализовать право граждан на образование, включая равный доступ к образованию, возможность получения образования независимо от места жительства, и характеризуется единой нормативной правовой базой в области образования.
В соответствии с законодательством государства, лица с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) имеют право на обучение в учреждении образования общего назначения. Что содействует развитию интегрированного обучения и воспитания как действенной меры, способствующей предотвращению дискриминации лиц с ОПФР, повышению толерантности общества, воспитанию человеколюбия и росту взаимопонимания между людьми. На этой основе приоритетом государственной политики в области образования детей с ОПФР является инклюзивное (включенное)образование, предполагающее их обучение в обычном учреждении (рядом с домом), когда в ней создаются необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.
В последнее десятилетие Республика Беларусь сделала качественный скачок в развитии интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания и медикопсихосоциальной поддержки детей с ОПФР. В нашей стране согласно Закону о правах ребенка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их родителями учреждений образования, получение базового и профессионального образования. Создаются предпосылки для формирования единого образовательного пространства, преодоления изоляции детей с ОПФР и их совместного обучения с обычными детьми.
Закон Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" трактует интегрированное обучение и воспитание как организацию специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. При этом специальные условия для получения образования лиц с ОПФР – это специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.
Интегрированное обучение и воспитание здоровых детей и с инвалидностью в Республике Беларусь ведется повсеместно. В рамках интегрированного обучения в Республике Беларусь сегодня создана гибкая система специального образования, позволяющая удовлетворить разнообразные нужды и потребности детей с особенностями психофизического развития. Воспитанники с особенностями развития учатся вместе со здоровыми детьми и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ребенок осваивает программу, соответствующую его познавательным возможностям.
В осуществлении интегрированного обучения и воспитания выделяются следующие приоритеты: включение всех воспитанников группы в социальное взаимодействие; педагогическое руководство преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного явной или скрытой отчужденностью воспитанников с психофизическими нарушениями.
Открытие групп интегрированного обучения и воспитания не обусловливается спецификой имеющихся у детей нарушений, их выраженностью, характером (сенсорные, двигательные или интеллектуальные). Интеграция признается возможной и нужной при любой форме нарушения и инвалидности, если учтены особые потребности детей и созданы специальные условия, обеспечивающие их удовлетворение, а именно: безбарьерная среда на улице, в помещении; образовательное пространство, обеспеченное необходимыми дидактическими средствами; работа в группе интегрированного обучения двух педагогов. При интеграции дети вводятся в регулярное образовательное пространство. Включение (инклюзия) выражает политику и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие не только в образовательных, но и социальных программах. Различие подходов состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только люди с ОПФР адаптировались к требованиям общества.