В помощь педагогам. Музыкальный руководитель Каспорская О.В.

В помощь педагогам:

Музыкальный руководитель 

КАСПОРСКАЯ ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

"Правила безопасного поведения на занятиях по образовательной области "Музыкальное искусство" (рекомендации)

сентябрь
развернуть

Во время проведения музыкальных занятий, воспитатель совместно с музыкальным руководителем обеспечивают безопасность воспитанников, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности, а также формировать у детей основы безопасности:

  1. Во избежание несчастных случаев дети должны приходить в музыкальный зал и уходить в сопровождении воспитателя;
  2. Воспитатель обязан присутствовать на музыкальном занятии. Музыкальный руководитель не может один проводить занятия, так как он сидит за инструментом вполоборота, смотрит в ноты, на клавиши и не сможет смотреть за всеми детьми, предотвратить травматизм, следя за гиперактивными детьми, а также если что-то вдруг произошло, он не может оставить одних детей в зале, чтобы отвести пострадавшего к медсестре, сообщить об инциденте руководителю и законному представителю воспитанника;
  3. Воспитатель обязан следить за дисциплиной на музыкальном занятии, уметь предугадывать поведение гиперактивных и расторможенных воспитанников при проведении активных движений, игре на музыкальных инструментах и при различных перестроениях;
  4. Воспитатель и музыкальный руководитель обязаны напоминать детям общие правила поведения на музыкальном занятии и следить за их выполнением.

1. Общие правила поведения детей:

1.1. Без разрешения взрослых дети не должны пользоваться музыкальным инвентарем;

1.2. При использовании инвентаря на занятиях, дети не должны бросать его на пол, наступать на него, а также бросать его в окна и зеркала;

1.3. Запрещается бросать стульчики на пол, прыгать на них и с них, вставать ногами на стульчики;

1.4. Запрещается сидя на стульчике, раскачиваться на нем, а также вытягивать вперед ноги, чтобы другие воспитанники не споткнулись;

1.5. Если стульчик оказался сломанным – отдать его воспитателю или музыкальному руководителю;

1.6. Не допускается прыгать и передвигать тяжелые предметы в зале (скамейки, столы, кубы и др.);

1.7. Не допускается трогать пианино и ни в коем случае не открывать (закрывать) тяжелую крышку.

2. Во время музыкального занятия:

2.1. Внимательно слушать, что говорят взрослые;

2.2. При слушании музыкального произведения или знакомства с новой песней сидеть правильно (ноги вместе, руки на коленях), тихо, не отвлекаться и внимательно слушать музыку, песню;

2.3. Соблюдать правила безопасности в двигательной деятельности на музыкальном занятии:

- во время исполнения музыкально-ритмических упражнений, танцев, игр, хороводов воспитанники не должны: бегать навстречу друг другу, сталкиваться и толкаться, дёргать соседа или партнёра за одежду, подставлять подножки и наступать на ноги;

- если вовремя исполнения музыкально-ритмических движений под музыку (бег, прыжки, подскоки) случайно падает предмет, который ребёнок держал в руках – не останавливаться и не поднимать его до конца движения, чтобы не создавать помех другим детям;

- во время проведения подвижных музыкальных игр соблюдать правила игры, быть осторожными.

2.4. Нельзя пинать, кусать, щипать, кусать других детей;

2.5. Нельзя брать на музыкальное занятие с собой игрушки и другие (мелкие и острые) предметы, конфеты, жвачки;

2.6. Без разрешения брать и трогать музыкальные инструменты, атрибуты, предметы.

3. Правила пользования детскими музыкальными инструментами:

Прежде всего, музыкальные инструменты нельзя бить и бросать на пол, в окна и зеркала. К музыкальным инструментам каждый воспитанник должен относиться бережно.

3.1. Свирели:

- держать в руках так, чтобы инструмент не был направлен в лицо или тело рядом стоящего или сидящего воспитанника; 

- в рот брать только мундштук;

- не передавать уже использованный инструмент другому воспитаннику без специальной санобработки.

3.2. Бубны: ударять в бубны не сильно, чтобы не поранить руку. 3.3. Ложки:

- стучать аккуратно ("щека" об "щёку"), чтобы не разбить их и не занозить руки;

- если ложка случайно сломалась, нужно сразу же отдать воспитателю или музыкальному руководителю.

3.4. Металлофоны, ксилофоны:

- не переносить их с места на место, чтобы не уронить и не пораниться;

- не выламывать пластинки.

Очень аккуратно обращаться с музыкальным инструментом.

Требования к внешнему виду воспитанников на музыкальных занятиях

Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, танцев необходима соответствующая обувь. Прежде всего она должна быть фиксированная для правильного формирования стопы. Чешки сшиты таким образом, чтобы сделать занятия наиболее комфортным, не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу и позволяет правильно выполнять движения, а главное защищает детей от травм и повреждений.  Чешки должны плотно сидеть на ноге и не соскакивать. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в обуви не подходящей ему по размеру, с плохо функционирующими заклёпками, липучками и т.д. Одежда должна быть удобной, не сковывающей движения и, главное, опрятной.

свернуть

"Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями" (консультация)

октябрь
развернуть

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.

Основные особенности детей с речевыми отклонениями:

  1. Помимо речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.);
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми).

Задачи музыкального развития детей с нарушениями речи.

Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального развития, так и коррекционные задачи.

Основные задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха;
  2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями;
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки;
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни);
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

 Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично;
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия;
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.

Методы и приемы.

Очень важно в решении задач музыкального развития детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:

- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

-     слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;

- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:

- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

- показ педагога с утрированными ошибками;

- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Тактильно-мышечная наглядность:

Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Словесные методы:

- Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.

- Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

- Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

- Сюжетные рассказы.

- Пояснения.

- Беседы.

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений:

Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Виды музыкальной деятельности: слушание музыки и исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, творчество).

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.

Следует ориентироваться на интерес детей. Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П. Чайковского, А.  Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф. Тютчева, посмотрят репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина.

Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.

Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П. Чайковского и «Новая кукла»).

Исполнительство: 

Элементарное музицирование. При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:

- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре;

- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.;

- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках;

- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем;

- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх;

- Развитие координации пения с движением пальцев рук;

- Развитие музыкально-ритмического чувства.

В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.

Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Пение. Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.

Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.

На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры "На каком инструменте играю?", "Отгадай и сыграй как я", отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.

На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки: "Угадай по голосу", "Птенчики" Е. Тиличеевой.

На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку "Бубенчики" Е. Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах "динь-дан-дон", ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.

В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах. В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого используются такие приемы:

- проигрывание мелодии на разных инструментах;

- пропевание мелодии с сопровождением и без него;

- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;

- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.

Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.

Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:

- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);

- для повышения качества выполнения движений;

- на развитие ориентировки в пространстве;

- в танцевальных и плясовых движениях;

- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);

- активизирующие внимание;

- развивающие мелкую моторику;

- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.

В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.

К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Музыкальная игра. Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи. Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.

Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).

Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:

- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;

- нормализация психических расстройств;

- тренировка двигательного аппарата.

С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.

Творчество – предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, элементарном музицировании.  В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

свернуть

"Методы и приемы приобщения воспитанников к национальной культуре, родному языку на музыкальных занятиях" (консультация)

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.

Важная роль в этом процессе принадлежит музыкальным руководителям в детском саду. В связи с тем, что музыка и речь имеют некоторые общие особенности (ритм, темп, мелодия и др.), музыка способна воздействовать на процесс формирования речи. Как известно, ранний возраст ребенка является наиболее благоприятным периодом для формирования речи у детей. Поэтому самый ценный материал в этой работе – белорусский музыкальный фольклор.

Музыкальный руководитель обязан использовать его с учетом психологических, физиологических и педагогических индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, а также согласно требованиям учебной программы музыкального воспитания в дошкольном учреждении.

Знакомство детей с народными песнями и мелодиями происходит уже с младшей группы. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией ("Зайка", "Бусел", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока"). Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Дети знакомятся с потешками ("Кую, кую ножку", "Ладу, Ладу, ладкі", "Коці, коці, лапкі"), колыбельными ("Спі, сыночак, міленькі", "Люлі, люлі, люлі, прыляцелі куры"). Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В средней и старшей группе вводится понятие "обрядовая песня" (колядные песни "Ой, ну-ну, каза", "Каляда з казой", "Го-го-го, каза", щедровки "Добры вечар", заклички "Дожджык, дожджык, сыпані", "Жавароначкі, прыляціце", "Божая кароўка"). Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленкам, повороты ладошек из стороны в сторону, поскоки, пружинка, повороты корпуса. В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, подскоки, моталочка. В старшей группе: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку. Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах формируется умение у детей менять направление в кругу, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Среди образцов танцевально-игрового фольклора используются доступные дошкольникам имитационные (танцы "Таўкачыкі", "Млынок", "Каваль"), образные ("Мосцік", "Пакажы, казелінька"), традиционные танцевальные (элементы танцев "Лявоніха", "Крыжачок", "Трасуха", "Весялуха") движения. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом ("У мядзведзя на бару", "Грушка", "Бульба", "А мы проса сеялі"). Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. 

Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (бубны, треугольники, ксилофоны, трещотки, деревянные ложки, дудочки, свистульки). В старшей группе формируется представление о тембрах народных музыкальных инструментов таких, как цимбалы, скрипка, дуда, балалайка, гармонь, колёсная лира. Характерные для народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие ребенка и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Использование фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Элементы народного фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.  Обряды, народные песни, танцы, игры развивают музыкальные способности детей, интерес и внимание к окружающему миру, способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

свернуть

Рекомендации для руководителей физического воспитания "Использование музыкально-ритмических композиций в физическом развитии дошкольников"

Использование музыкально-ритмического сопровождения способствует:

  • Коррекции личности, ее раскрепощению;
  • Овладение ОРУ;
  • Развитию чувства координации и ориентировки в пространстве;
  • Созданию благоприятных условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата;
  • Индивидуальному творческому проявлению детей в движении.
  1. Использование музыкального сопровождения в водной части физкультурного занятия.

Применение музыкального сопровождения способствует развитию чувства ритма и повышению эмоционального настроя вначале занятия физической культурой. Для различных видов ходьбы подбирается музыка (марш) со средним темпом, для беговой части более быстрая. Движения составляются в соответствии с музыкальными тактами.  

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.

В области ОРУ упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. Такой тип танца применяется на утренней зарядке и вводной части занятия вместо стандартных ОРУ.

В  качестве музыкального материала необходима достаточно весёлая эмоциональную песня, состоящая из трёх куплетов. Изначально танец выполняется по показу воспитателя, но затем роль демонстратора могут выполнять наиболее одаренные дети.  Движения показываются в зеркальном отражении к воспитанникам.

В первом куплете делаются упражнения для головы и рук (наклоны, повороты и др.), во втором – для туловища (наклоны, повороты  и др. с использованием рук и без), в третьем – ноги (махи, приседания и др., так же допустимо использованием рук для усложнения). В припеве и проигрышах выполняются танцевальные, прыжковые и беговые движения.

  1. Утренняя зарядка.

Утренняя зарядка в УДО проводится по возрастным группам, с учетом возрастных особенностей воспитанником. Проводятся различные виды ходьбы и бега по кругу, по принципу вводной части физкультурного занятия. После этого целесообразно проведение ОРУ в форме танцевально-ритмической гимнастики. Затем воспитанники делают дыхательное упражнение и в старшем дошкольном возрасте упражнения на координацию, под медленную красивую мелодию. При использовании музыки и песен в утренней зарядке нам необходимы не целые произведения, а только их определённые части, при этом сами эти композиции нужно записывать без пауз между собой.

  1. «Игровые» танцы

Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам - музыкальному воспитанию.

Танец - это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Существуют зрелищные, эстетические танцы, предназначенные для выступления на утренниках, выступлениях, концертах, т.е. исполняемый для зрителей и игровые танцы. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и неразвернутых формах. Так же существует другой вид танца, условно назовем их, «игровыми», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников.

В физкультуры на улице, когда проводится ряд подвижных игр для закрепления двигательных действий, для развития физических качеств и способностей, а так же в летне-оздоровительный период, необходимо использование танцев по показу воспитателя на занятиях.

В реализации образовательной области «Физическая культура» в УДО применяются современные популярные песни, которые имеют большую популярность среди детей, и золотые хиты Абба, Бони-М, Рики и Повери и т.д. В старших группах можно использовать танцы, которые уже давно известны мировой общественности, такие как «Ламбада» или «Макарена», необходимо лишь их слегка подкорректировать, с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Подвижные игры и игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Подвижные игры по типу «Пустое место» или «Космонавты» можно проводить с использованием музыкального сопровождения, когда при окончании музыки дети должны выполнить определённое задание.

Так же можно проводить игры, при которых задания выполняются с началом музыкального сопровождения. Например, игра (условно назовём её) «Не ошибись». Дети бегают в рассыпную по залу, если заиграет красивая музыка – то бегут к корзине с цветами и делают вокруг неё круг, если будет композиция имитирующая звук дождя и грома, то становятся вокруг зонта, если пение птиц – то залезают на «шведскую» стенку. Естественно перед началом игры дети знакомятся с правилами и слушают предлагаемые варианты музыкальных композиций (или звуки природы).

   Интересными для детей представляются имитационные игровые упражнения, когда они должны прочувствовать характер, эмоциональное составляющее музыкальной композиции и изобразить динамичное движение (ходьба на внешней стороне стопы – медведь, прыжки с продвижением вперёд – зайцы) или статическую позу.

  1. Релаксация.

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в УДО в заключительной части занятия физической культуры руководитель физического воспитания должен обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности детей, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты упражнения на расслабление, равновесие, дыхательные упражнения и т.п. Для использования музыкального сопровождения здесь складываются весьма благоприятные условия, должны использоваться мелодии успокаивающей музыки характеризуются медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, повторяющимися интонационными фразами, успокаивающим ритмическим рисунком, отсутствием резких изменений громкости звука. Весьма эффективно использование в конце занятий физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы: шума листвы, пения птиц, журчания ручья и т.д.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Благоприятно воздействовать этому процессу может использование танцев, ОРУ, различные задания, исполняемые под музыкальное сопровождение.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Музыкальное сопровождение в художественно – изобразительной деятельности"

Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям.

Одной из главных задач дошкольной педагогики является развитие в детях творческих способностей. Интеграция музыки и изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Через изобразительную деятельность можно показать детям, что мир удивителен и прекрасен. Музыка же для ребенка – это мир радостных переживаний, художественное отражение жизни.

Раскрывая интеграцию музыки и изобразительного искусства в вопросах дошкольного воспитания с психологической позиции, необходимо отметить, что в изобразительной деятельности у ребенка обогащается представление о мире, он может выразить свое понимание действительности. При воздействии музыкальных средств на чувственное восприятие ребенка, происходит, прежде всего, развитие его эмоциональной сферы.

Используя интегрированные формы работы в области дошкольного воспитания с помощью методов музыкального и художественного искусства, я считаю необходимым учитывать, как основные задачи музыкального, так и художественного воспитания в дошкольном учреждении.

Интеграция разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческих и эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Для реализации поставленной цели необходимо, насколько возможно ранее погружение ребенка в ту творческую среду, в окружении которой мог бы расцветать творческий потенциал ребенка.

Как же это можно использовать на практике в своей работе?

При подготовке занятия педагог думает: как его организовать, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?

Занятия можно проводить в разных формах:

  • сочетание восприятия произведениймузыкального и изобразительногоискусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
  • художественно-творческая деятельность детей, дети«рисуютмузыку».

То есть, в занятия включается слушание музыки; различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование и лепка «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений. Это позволяет создавать условия для интеграции различных видов художественной деятельности.

Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок». Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

После занятия педагог беседует с каждым ребенком о том, что он нарисовал, спрашивает, помогала ли ему в этом музыка. Детям очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. В этом помогает организация выставок: индивидуальных, тематических, групповых. Участие в выставках — не подведение итогов работы, а своеобразный стимул для дальнейшего роста.

Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше подхлестнет творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.

Рисование под музыку довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания музыкальных произведений.

Можно сделать вывод, что в результате интеграции разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства, у дошкольников происходит заметный рост в уровне творческого развития, который выражается в оригинальности, продуктивности, самостоятельности в работе, в умении видеть прекрасное в окружающем мире.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Роль ведущего на празднике"

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным мероприятием, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу праздника (развлечения), должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед праздником (развлечением) ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На празднике (развлечении) ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно будь изложено просто и понятно. На празднике (развлечении) надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Праздник (развлечение) должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На мероприятии могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е.  встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

                  

свернуть

Консультация для педагогов "Музыкотерапия"

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией.

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить не только душевное, но и физическое состояние человека. Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

Динамика. Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови. А музыка Баха, Моцарта, Бетховена наоборот, оказывает антистрессовое воздействие. Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы.

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т.д.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников.  

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

  1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть. Восприятие музыки.
  3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения:

  1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы. 2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом. 3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую. 4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку. 5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс N7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им. 6. «Вождение за нос»

Ритмические упражнения:

Главная особенность музыкально – ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных.

Восприятие музыки:

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.  

Дыхательные упражнения:

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой-либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность. Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять. 1. «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание. I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят. II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются. 2. «Не доеная корова»- снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи. Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота. 3. «Сытая лошадь»- расслабление мышц лица и головы. Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха. 4. «Аромат роз» - расслабляющее дыхание. Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов. 5. «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть - вдох, на три четверти - выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон. 6. «Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике. Дети выстраиваются в шеренгу, представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация:

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

Элементы музыкотерапии на музыкальных занятиях:

Песенка-массаж

Цель: создать веселое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Дети стоят друг за другом в колонне и выполняют контактный массаж впереди стоящему в сопровождении веселой песенки («Разминка» Е.Д. Макшанцевой).

Похлопаем по спинке, похлопаем по спинке,

Похлопаем по спинке, очень хорошо!    (Хлопают ладошками друг друга по спине)

И пальчики попляшут и пальчики попляшут.

И пальчики попляшут на спинках у ребят! (Указательными пальцами обеих рук постукивают друг друга по спине)

Тук, тук, молотком, мы построим птичкам дом!

Тук, тук, молотком, поселитесь, птички, в нем!   (Стучат по спине одним кулачком)

Бум, бум, барабан! Что за шум и тарарам?

Бум, бум, барабан! Постучи по спинке нам!  (Более энергично стучат по спине двумя кулачками попеременно)

А теперь, а теперь мы погладим спинку,

А теперь, а теперь мы погладим спинку. (Гладим спинку двумя ладошками)

Поехали потихонечку. Поехали потихонечку.

И быстренько, и быстренько, И быстренько, и быстренько,

Поехали! (Медленно крутят согнутыми в локтях руками, затем увеличивают темп и в конце поднимают руки вверх: «Приехали!»)

Пантомима

Цель: снимать внутреннее напряжение, улучшать осанку, вызывать прилив энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.

Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.

Предлагаем детям послушать пьесу «Медвежата» и ответить, какого зверя она напоминает. Воспитатель рассказывает историю про маленьких медвежат. «В одном лесу жили-были маленькие медвежата. У каждого медвежонка была своя берлога. Там они спали ночью и с удовольствием сосали свою лапу. Рано утром, лишь только вставало солнышко, просыпались и медвежата. Сладко потянувшись, они вылезали из своих берлог и вразвалочку шли через весь лес к ручью. По дороге они перелезали через поваленные деревья, обходили заросли кустарника, перешагивали с кочки на кочку. А вот и ручеек! Его вода такая, что медвежата могли смотреться в нее как в зеркало. Окунув свои лапы в воду, медвежата старательно умывались. Став чистыми и свежими, медвежата решили позавтракать и, перепрыгнув через ручеек, отправились на поиски вкусной еды. А вот и заросли спелой малины. Пригнув веточки, медвежата срывали ягоды и ели их с большим удовольствием!

Наевшись малины, они решили полакомиться еще и сладким медом. Для этого они отправились на поиски дерева и, засунув лапу в дупло, стали доставать сладкий, вкусный, тягучий мед и слизывать его с лапы. Наевшись, довольные медвежата стали весело баловаться на лесной полянке и весело хохотать».

Предлагаем детям превратиться в медвежат (надеть маски, костюмы) и под музыку показать в движении приключения медвежат.

Релаксация под музыку

Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

А в волшебном сне мы видим большой – пребольшой луг. На нем растут пушистые белые одуванчики. Их много-много! А вот и мы с вами, дети, тоже превратились в одуванчики. Солнышко ласково согревает нас своими лучами. Нам тепло и хорошо. (Звучит тихая музыка.) Вдруг подул шаловливый ветерок… (Музыка звучит чуть громче.) Одуванчики закачались, и много-много легких и пушистых парашютиков улетело высоко в небо! (Можно использовать фрагмент из «Времен года» или «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.)

Формула музыкального самовнушения

Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.

Эта песенка, текст которой составлен в форме внушения. Дети стоят в кругу, в середине круга – мальчик. Гладя себя, он поет:

Я, я, я – хороший. Я, я, я – спокойный.

Я, я, я – здоровый. И веселый я!

Остальные дети, держась за руки, немного покачиваются из стороны в сторону. Следующий куплет поют все дети, а мальчик молчит.

Ты, ты, ты – хороший. Ты, ты, ты – спокойный.

Ты, ты, ты – здоровый. И веселый ты!

И так далее (по очереди)

Я, я, я – очень добрый. Я, я, я – очень нежный.

Я, я, я – самый лучший. Я просто чудо!

Ты, ты, ты – очень добрый. Ты, ты, ты – очень нежный.

Ты, ты, ты – самый лучший. Ты просто чудо!

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования специальных групп "Особенности музыкально - ритмического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Следовательно, есть необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения.

Речевые игры, используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно   исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.

Упражнение «Пчелы» (муз. В. Иванникова, сл. Е. Александровой)

Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.

Пчел-детей учила мать, (бегут по залу, разведя руки в стороны)

Как на крылышках летать.

Пчел-детей учила мать, (бегут по залу, ищут цветы)

Как в полях цветы искать.

Пчел-детей учила мать (бегут по залу, собирают мед хоботком)

Мед цветочный собирать.

Упражнение «Помощники» (муз. Т. Шутенко, сл. В. Кукловской)

Цель: способствовать устранению напряженности и скованности движений; воспитывать умение координировать речь с движением.

Щеткой пол на кухне   (выполняют движения, имитируя подметание)

Дружно подметаем.

Вот как мы сегодня маме помогаем.

На окне цветочки    (имитируют движения лейкой)

Дружно поливаем.

Вот как мы сегодня маме помогаем.

Мы свои платочки   (имитируют движения во время стирки)

В тазике стираем

Вот как мы сегодня маме помогаем.

Мы тарелки моем, сухо вытираем.

Вот как мы сегодня маме помогаем.

Упражнение «Подсолнухи»

Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса, координации речи с движением; воспитывать внимание к четкому выполнению движений.

Посадили зернышки Мы весной, мы весной. (имитируют движения)

Поливали зернышки, Мы водой, мы водой.

Ярким летом солнышко припекло, припекло.

Много здесь подсолнушков расцвело, расцвело.

Ветерок по полюшку пролетал, пролетал

И цветок-подсолнушек покачал, покачал.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (кукол, мишек, зайцев, мячей, обручей и т. д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. Игры способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре — это средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре не таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх: «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
  • Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
  • Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

свернуть

Консультация для учителей-дефектологов "Особенности развития темпоритмической речи у детей дошкольного возраста"

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность,  с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.

Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений  изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок,  игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Музыкальные  занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики:

  • логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц,  органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова.

  • Организационный момент.
  • Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание.
  • Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика.
  • Слушание музыки.
  • Пение.
  • Танец или хоровод.
  • Игра.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Пальчиковая игра «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши. Чистим овощи для щей.  Режем мы капусту    Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»). Будет супчик вкусный. Чистим мы картошку,  Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони. Чистим очень ловко,  Мы натрём морковку,  Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам. Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь») А потом, а потом   Стучат по левой ладони ребром правой. Мы покрошим помидор, И головку лучка, И зубок чесночка. Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»). Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.

«Здравствуйте!»

Логоритмическая игра с пением

Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку. Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке. Пальчики сердитые, Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д. И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой. Наши ушки, наши щёчки, Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки. Наши локоны и кудри, Здравствуйте! Гладят себя по голове. Вы друг другу улыбнитесь, Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом  справа. И головкой поклонитесь, Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

Упражнения и игры для активизации речевого аппарата:

1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания. 2) Цоканье и пощёлкивание языком. 3) Круговые движения языком между зубами и щеками. 4) Покусывание языка боковыми зубами 5) Покусывание внутренней поверхности щёк

Педагог: Пробежал по лесу гул!

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают  на сильном выдохе.)

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)

Педагог: И посыпалась роса…

Дети:

Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой.) Ест киска суп из миски. (Утрировать звук с.) Сыта киска  пуста миска. Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.

Дети делятся на две подгруппы.

1-я  группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Пропевают текст песни  и одновременно простукивают ритмический рисунок.

2-я группа: Заглянули в огород   Маша пляшет у ворот.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?

2-я группа: Загляни в зелёный сад  Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа: Заглянули под крылец  грызёт Дуня огурец.

1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Шла весёлая собака, чики, брики, гав! А за ней бежали гуси, головы задрав. А за ними поросёнок, чики, брики, хрю! Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Можно использовать разные варианты ритмического  прочтения песенки.

Чистоговорка «Т-ТЬ»

Та-та-та  яблоко моя мечта. Дети сжимают и разжимают пальцы. Ато-ато-ато  витаминами богато. Хлопают в ладоши. Ти-ти-ти  где же яблоко найти? Поднимают и опускают плечи. Ать-ать-ать  надо яблоню искать. Приставляют к глазам то одну ладонь, то  другую.

Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд. Попеременно надувать и втягивать щёки.

«Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чистоговорка «Д-ДЬ»

Ду-ду-ду – в огород иду. Дети «пробегают» указательным  и средним пальцами по бёдрам. Да-да-да – в огороде лебеда. Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево. Де-де-де – где ты, репка, где? Приставляют к глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»). Оди-оди-оди – бабушка подходит. Стучат кулаками по бёдрам.

Дыхательные упражнения:

«Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад"  сдувать листочки с ладони.

«Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей пением песенки:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

«Дует ветерок»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи – очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку"). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики мы решаем следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений.
  • Воспитание выразительности и грации движений.
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
  • Воспитание умения перевоплощаться.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

 

свернуть

Памятка для воспитателей дошкольного образования (молодых специалистов) "Роль воспитателя дошкольного образования на музыкальных занятиях"

Музыкальное занятие – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально-ритмические движения и танцевальное творчество», музыкальный руководитель может быть скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

- Воспитатель сидит с безучастным видом;

- Воспитатель перебивает исполнение;

- Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

- от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

- от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

- от программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и др.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).

Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на флэшку или другой электронный носитель.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем:

- Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

Знакомство с задачами предстоящих занятий;

Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);

Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;

Продумывание внесения музыки в быт;

Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.

- Групповые консультации: проводятся 1 раз в месяц

Знакомство с новыми методическими задачами учебной программы;

Составление сценария праздника;

Обдумывание сюрпризных моментов;

Обсуждение различных вопросов;

Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).

свернуть