В помощь педагогам. Музыкальный руководитель Демещик Н.И.

В помощь педагогам:

Музыкальный руководитель 

ДЕМЕЩИК НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

"Роль воспитателя на музыкальных занятиях" (памятка)

сентябрь
развернуть

Музыкальное занятие – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально-ритмические движения и танцевальное творчество», музыкальный руководитель может быть скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

- Воспитатель сидит с безучастным видом;

- Воспитатель перебивает исполнение;

- Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

- от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

- от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

- от программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и др.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).

Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на флэшку или другой электронный носитель.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем:

- Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

Знакомство с задачами предстоящих занятий;

Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);

Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;

Продумывание внесения музыки в быт;

Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.

- Групповые консультации: проводятся 1 раз в месяц

Знакомство с новыми методическими задачами учебной программы;

Составление сценария праздника;

Обдумывание сюрпризных моментов;

Обсуждение различных вопросов;

Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).

свернуть

"Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста" (консультация)

октябрь
развернуть

С помощью музыкально-игровой деятельности решаются такие задачи музыкального воспитания: развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме успешно решаются многие музыкальные задачи.

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для развития речи воспитанников.

Пение, как один из видов музыкальной деятельности, способствует развитию речи, мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Большинство детских песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Выбирая песню принимаю во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны: "Кошка", "Собачка", "Серый зайка умывается", "Лягушки", "Ёжик" и др.

Песня "Бобик"

Вот наш Бобик, славный пёс! Хлопают в ладошки.

- Гав! Гав!

Белый лобик, черный нос Показывают на свой лоб и нос

-Гав! Гав!

Бобик, Бобик, лапку дай! Протягивают к игрушке руку.

- Гав! Гав!

Сядь на коврик и не лай! "Грозят" указательным пальцем.

- Гав! Гав!

Песня "Да-да-да"

Наряду с песнями я использую на занятиях музыкой малые формы фольклора, такие как небольшие попевки, потешки, заклички, лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: "Петушок", "Киска, брысь!", "Заинька", "Белые гуси", "Вороны" и т. д.

"Тра-та-та"

Тра-та-та! Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши.

Вышла кошка за кота

За кота Котовича, Делают шлепки по коленям двумя руками

одновременно.

За кота Петровича! Шлепки по коленям поочерёдно

"Листопад"

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     фонарики.

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                      Качают руками.

Развивая чувство ритма и рифмы, готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

Например: (упражнение для мышц мягкого нёба и глотки)

"Жаба Квака"

Жаба Квака с солнцем встала,  (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала.  (дети зевают)

Травку сочную сжевала  (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала (глотают)

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а!  (произносят звуки отрывисто и громко)

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша"

Например: (игры, развивающие речевое дыхание, темп речи.) "Пузырь", "Птичка"

"Машина"

Предлагаю детям завести машину, накачать шины и отправиться путешествовать.  Дети крутят руль и издают звук губами на выдохе. Важно следить за правильностью выдоха.

Завели машину ш-ш-ш

Накачали шины ш-ш-ш

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей.

"В осеннем лесу"

В осеннем лесу

Дует ветер ("Ф-ф-ф…" - продолжительный выдох)

Листья дрожат на ветру ("Ш-ш-ш..." - продолжительный выдох)

Листья опадают ("П! П! П!" - короткий активный выдох)

Музыкальные игры и упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Для развития фонематического слуха провожу музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: "Птенчики", "Кошка и котёнок", "Кто как лает", "Мишка пляшет – мишка спит" и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков использую такие музыкально-дидактические игры как: "На каком инструменте играю?", "Музыкальные молоточки", "Тихо - громко!" и др.

Еще одной важной задачей, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей, что так же активно влияет на развитие речевых процессов.

Для формирования у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки провожу музыкально-ритмические игры.

Например: "Мы ногами топ-топ", "Полянка", "На дворе мороз и ветер", "Прогулка" и т.д.

"НОГИ И НОЖКИ" сл. Е. Макшанцевой, муз. В. Агафонникова.

1.Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ. - (Шагают в соответствии с ритмом музыки)

2.Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ. - (Бегут в соответствии с ритмом музыки)

Особую роль в развития речи детей   играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. На музыкальных занятиях использую пальчиковые игры под музыку, они позволяют эффективно решать задачи речевого развития:

"Пальчики гуляют", "Мишка", "Белка", "Пирожки" и т.д.

"ДВЕ ТЕТЕРИ"

Как на нашем на лугу - Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. -Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери -Помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали -Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках "клювик"

Улетели. -Помахать руками

Игра "Пирожки"

Также на занятиях использую хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмических движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений. Способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например: "Карусели", "Раздувайся пузырь", "Лошадка" и др.

Например: "Где же наши ручки"

Где же, где же наши ручки? Дети спрятав за спину выполняют пружинку

Нету наших ручек,

Вот, вот наши ручки, Фонарики

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки Хлопки

Пляшут наши ручки!

Во втором куплете слова 1-го куплета повторяются, но вместо слова "ручки" поём "ножки"

"ЗИМНЯЯ ПЛЯСКА"

  1. Мы погреемся немножко, Дети двигаются по кругу.

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Хлопают, подпевают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

  1. Ножки тоже мы погреем, Дети двигаются по кругу.

Мы потопаем скорее:

Топ, топ, топ, топ, топ, Топают.

Топ, топ, топ, топ, топ.

  1. Рукавицы мы надели, Имитируют "одевание рукавиц",

Не боимся мы метели: скользящие движения правой ладони

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, по левой и наоборот.

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг. Прыгают.

  1. Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились: Дети кружатся.

Да, да, да, да, да,

Да, да, да, да, да.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования младших возрастных групп "Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах"

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».

Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.

В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, колокольчики, барабан, бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты – погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу зайчика, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.

Малыши различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминают их названия.

Способствуют активизации и концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть на разных предметах. Тем самым решаются такие задачи, как:

  • Активизация и обогащение звукового опыта ребенка;
  • Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами;
  • Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.

 

свернуть

Рекомендации для руководителей физического воспитания "Использование музыкально-ритмических композиций в физическом развитии дошкольников"

Использование музыкально-ритмического сопровождения способствует:

  • Коррекции личности, ее раскрепощению;
  • Овладение ОРУ;
  • Развитию чувства координации и ориентировки в пространстве;
  • Созданию благоприятных условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата;
  • Индивидуальному творческому проявлению детей в движении.
  1. Использование музыкального сопровождения в водной части физкультурного занятия.

Применение музыкального сопровождения способствует развитию чувства ритма и повышению эмоционального настроя вначале занятия физической культурой. Для различных видов ходьбы подбирается музыка (марш) со средним темпом, для беговой части более быстрая. Движения составляются в соответствии с музыкальными тактами.  

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.

В области ОРУ упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. Такой тип танца применяется на утренней зарядке и вводной части занятия вместо стандартных ОРУ.

В  качестве музыкального материала необходима достаточно весёлая эмоциональную песня, состоящая из трёх куплетов. Изначально танец выполняется по показу воспитателя, но затем роль демонстратора могут выполнять наиболее одаренные дети.  Движения показываются в зеркальном отражении к воспитанникам.

В первом куплете делаются упражнения для головы и рук (наклоны, повороты и др.), во втором – для туловища (наклоны, повороты  и др. с использованием рук и без), в третьем – ноги (махи, приседания и др., так же допустимо использованием рук для усложнения). В припеве и проигрышах выполняются танцевальные, прыжковые и беговые движения.

  1. Утренняя зарядка.

Утренняя зарядка в УДО проводится по возрастным группам, с учетом возрастных особенностей воспитанником. Проводятся различные виды ходьбы и бега по кругу, по принципу вводной части физкультурного занятия. После этого целесообразно проведение ОРУ в форме танцевально-ритмической гимнастики. Затем воспитанники делают дыхательное упражнение и в старшем дошкольном возрасте упражнения на координацию, под медленную красивую мелодию. При использовании музыки и песен в утренней зарядке нам необходимы не целые произведения, а только их определённые части, при этом сами эти композиции нужно записывать без пауз между собой.

  1. «Игровые» танцы

Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам - музыкальному воспитанию.

Танец - это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Существуют зрелищные, эстетические танцы, предназначенные для выступления на утренниках, выступлениях, концертах, т.е. исполняемый для зрителей и игровые танцы. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и неразвернутых формах. Так же существует другой вид танца, условно назовем их, «игровыми», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников.

В физкультуры на улице, когда проводится ряд подвижных игр для закрепления двигательных действий, для развития физических качеств и способностей, а так же в летне-оздоровительный период, необходимо использование танцев по показу воспитателя на занятиях.

В реализации образовательной области «Физическая культура» в УДО применяются современные популярные песни, которые имеют большую популярность среди детей, и золотые хиты Абба, Бони-М, Рики и Повери и т.д. В старших группах можно использовать танцы, которые уже давно известны мировой общественности, такие как «Ламбада» или «Макарена», необходимо лишь их слегка подкорректировать, с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Подвижные игры и игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Подвижные игры по типу «Пустое место» или «Космонавты» можно проводить с использованием музыкального сопровождения, когда при окончании музыки дети должны выполнить определённое задание.

Так же можно проводить игры, при которых задания выполняются с началом музыкального сопровождения. Например, игра (условно назовём её) «Не ошибись». Дети бегают в рассыпную по залу, если заиграет красивая музыка – то бегут к корзине с цветами и делают вокруг неё круг, если будет композиция имитирующая звук дождя и грома, то становятся вокруг зонта, если пение птиц – то залезают на «шведскую» стенку. Естественно перед началом игры дети знакомятся с правилами и слушают предлагаемые варианты музыкальных композиций (или звуки природы).

   Интересными для детей представляются имитационные игровые упражнения, когда они должны прочувствовать характер, эмоциональное составляющее музыкальной композиции и изобразить динамичное движение (ходьба на внешней стороне стопы – медведь, прыжки с продвижением вперёд – зайцы) или статическую позу.

  1. Релаксация.

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в УДО в заключительной части занятия физической культуры руководитель физического воспитания должен обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности детей, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты упражнения на расслабление, равновесие, дыхательные упражнения и т.п. Для использования музыкального сопровождения здесь складываются весьма благоприятные условия, должны использоваться мелодии успокаивающей музыки характеризуются медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, повторяющимися интонационными фразами, успокаивающим ритмическим рисунком, отсутствием резких изменений громкости звука. Весьма эффективно использование в конце занятий физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы: шума листвы, пения птиц, журчания ручья и т.д.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Благоприятно воздействовать этому процессу может использование танцев, ОРУ, различные задания, исполняемые под музыкальное сопровождение.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования разных возрастных групп "Влияние музыкальных игр на физическое развитие детей"

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе учреждения дошкольного образования. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в УДО созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человек.  

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять детям радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.  

Игры, основанные на взаимосвязи музыки, пения и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. У детей развиваются мышцы, костная система, улучшается кровообращение, регулируется дыхание.  

Движения под музыку влияют на рост ребенка, благоприятно действуют на эмоциональную сферу: у детей поднимается настроение, получают радость от общения с музыкой и от движения. Музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими движений, организует коллектив.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы.  

Музыкальные игры с пением мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.  

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.  

Основная направленность элементов музыкальных игр с пением — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Роль ведущего на празднике"

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным мероприятием, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу праздника (развлечения), должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед праздником (развлечением) ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На празднике (развлечении) ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно будь изложено просто и понятно. На празднике (развлечении) надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Праздник (развлечение) должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На мероприятии могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е.  встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

                  

        

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

На сегодняшний момент в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Я, музыкальный руководитель, как и все педагоги, комплексно решаю задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро! Доброе утро!                  /Поворачиваются друг к другу Улыбнись скорее!         /Разводят руки в стороны И сегодня весь день     /Хлопают в ладоши Будет веселее. Мы подгладим лобик  /Движения по тексту Носик и щечки Будем мы красивыми  /Постепенно поднимают руки вверх Как в саду цветочки    /Выполняя «фонарики» Разотрем ладошки      /Движения по тексту Сильнее, сильнее А теперь похлопаем Смелее, смелее. Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!

Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей.  Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. 

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения.

Упражнение «Ладошки»  (по А.Н.Стрельниковой) Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем. (На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох).

Чудак Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк. Он дует вверх, Он дует вбок, Он дует вдоль и поперек.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения, музыкальной памяти и внимания.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в ладоши (половинные) Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней (четвертные) Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение А ещё бывают в небе чудеса – Гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает одновременно (восьмые).

Лужи Шлеп-шлеп-шлеп -         /Дети ритмично постукивают ладонями по ногам Иду по лужам.                  Хлюп-хлюп-хлюп —     /Ритмично притопывают ногами Вода в ботинках. Кап-кап-кап —              /Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами Мне зонтик нужен.        с одновременным движением рук сверху вниз Оп-оп-оп —                    /Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают Вода по спинке.               по предплечьям Буль-буль-буль —         /Выполняют ритмичную пружинку Упала шапка. Ой-ой-ой,                       /Качают головой, руки к голове Кругом вода. Да-да-да,                        /Ритмично кивают головой Себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда!

Я использую в своей работе элементы игрового массажа. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова припеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном. Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Дождик (дети встают друг за другом «паровозиком») Дождь, дождь, надо нам Расходиться по домам                /хлопают ладонями по спине Гром, гром, как из пушек Нынче праздник у лягушек       /поколачивают кулачками Град, град, сыплет град Все под крышами сидят             /постукивают пальчиками Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин           /поглаживают спинку ладошками (дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз Вот на улице мороз!              /Поглаживают руки Ну-ка, все потрите нос!         /Трут кончик носа Ни к чему нам бить баклуши  /Грозят правым указательным пальцем Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели!              /Указательным и большим пальцами держатся

                                       за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад По коленкам постучали,      /Стучат ладонями по коленям По плечам похлопали,           /Руки — скрещены на уровне груди, хлопают

                                        ладонями по плечам Ножками затопали!                /Топают ногами

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа).

Кошка Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко» По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами

                                  правой руки по левой руке С такими усами                 /показывают «длинные усы» С такими глазами              /показывают «большие глаза» Кошка песенку поет Нас гулять скорей зовет    /«зовут» правой рукой Песочный домик Вот песочница большая    /разводят руки в стороны С крышею в горошек        /руки «домиком» над головой Из песка мы строим дом           /стучат кулачком о кулачок В доме пять окошек                 /показывают раскрытую ладошку – «пять» Первое – для зайчика              /загибают по очереди пальчики Второе – для совочка В третьем куколка стоит В четвертом – два грибочка. В пятом кругленьком окошке Уложили спать мы кошку         /ладошки «спят» под щечкой Только кошке места мало         /грозят пальчиком Прыг! И домик наш сломала    /шлепают ладошками по коленям.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.  Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Зайчата

(комплекс упражнений для пробуждения) Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать. Ручку правую потянем, ручку левую потянем. Глазки открывает, с ножками играем. Поджимаем ножки, выпрямляем ножки А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся, И уже совсем проснемся!

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 

                       

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Роль музыки на праздниках и развлечениях"

Праздники и развлечения в детском саду посвящены событиям в жизни страны, сезонным праздникам и являются важным звеном педагогического процесса.

В доступной форме, через художественные образы дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, лежащих в основе всенародных праздников; торжественная обстановка, художественное оформление, музыка активно влияет на развитие патриотических чувств, воспитывают у ребенка гордость за свою прекрасную Родину.

Разнообразна художественная деятельность детей на праздниках и развлечениях: торжественные шествия, перестроения, пение, игры, танцы.

Выразительное чтение, инсценировки, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление зала, групповых комнат создает у детей приподнятое настроение, вызывает эстетические чувства. Детям предоставляется возможность повеселиться, спеть любимые песни, поиграть, проявить ловкость в играх-аттракционах и соревнованиях.

Таким образом, на праздниках и развлечениях в единстве решаются задачи всестороннего развития ребенка.

В детском саду ежегодно отмечаются Праздник Новый год, 8 марта, Выпускной бал. Развлечения проводятся по выбору музыкального руководителя 2 раза в месяц, но обязательно Осеннее развлечение, одно из обрядовых или весенних праздников (Масленица, Гуканне вясны, Пасха и др.)

Особую роль на праздниках (развлечениях) играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части праздника (развлечения) подбираются торжественные песни, праздничные, могут звучать песни и в исполнении взрослых.

По ходу действия музыкальное сопровождение праздника (развлечения) различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойное лирическое вступление песни вызывает у детей соответствующий эмоциональный отклик.

Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей сопереживание с содержанием песни, хоровода.

Ведущее место на праздниках (развлечениях) занимают различные виды музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах. В сценарий праздника (развлечения) часто включаются музыкально-театральные сценки (инсценировки), дети могут показать придуманные ими танцы, пляски.

Таким образом, музыкальный репертуар, используемый на праздниках и развлечениях, достаточно разнообразен. Выбор его диктуется прежде всего установленными общими принципами. Он должен отвечать воспитательно-образовательным задачам, иметь художественную ценность и быть доступен для детского исполнения. Музыкальный репертуар подбирается в соответствии с различными видами музыкальной деятельности – пением, музыкальными играми, инсценировками.

 Содержание музыкального репертуара определяется также тематикой праздника (развлечения).

Новый год – зимний праздник, несущий детям встречу со сказочными образами Деда Мороза, Снегурочки, лесных зверей, различными персонажами.

8 марта – особый день в жизни ребенка, он связан с любимыми образами. Лирические песни о маме, бабушке, мягкими, задушевными интонациями помогают детям выразить свою любовь и признательность к ним.

Тема прощания с детским садом и встречи со школой отражена в празднике для детей старшей группы. Наряду с любимыми песнями и играми, включаются физкультурные упражнения, игры-аттракционы.

Музыкальная деятельность детей занимает на праздниках (развлечениях) основное место. Это определяет особую роль музыкального репертуара и требования к его выбору.

Значение праздника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусства, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

Яркое, художественное оформление зала создает торжественность, парадность и сразу вызывает у детей, вошедших в зал, приподнятое настроение. Большой эмоциональный подъем создает приветствие ведущего, открывающего праздник. В стихах, которые читают дети, в перекличке наиболее полно и конкретно передается основная идея праздника.

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования "Музыкальное сопровождение в художественно – изобразительной деятельности"

Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям.

Одной из главных задач дошкольной педагогики является развитие в детях творческих способностей. Интеграция музыки и изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Через изобразительную деятельность можно показать детям, что мир удивителен и прекрасен. Музыка же для ребенка – это мир радостных переживаний, художественное отражение жизни.

Раскрывая интеграцию музыки и изобразительного искусства в вопросах дошкольного воспитания с психологической позиции, необходимо отметить, что в изобразительной деятельности у ребенка обогащается представление о мире, он может выразить свое понимание действительности. При воздействии музыкальных средств на чувственное восприятие ребенка, происходит, прежде всего, развитие его эмоциональной сферы.

Используя интегрированные формы работы в области дошкольного воспитания с помощью методов музыкального и художественного искусства, я считаю необходимым учитывать, как основные задачи музыкального, так и художественного воспитания в дошкольном учреждении.

Интеграция разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческих и эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Для реализации поставленной цели необходимо, насколько возможно ранее погружение ребенка в ту творческую среду, в окружении которой мог бы расцветать творческий потенциал ребенка.

Как же это можно использовать на практике в своей работе?

При подготовке занятия педагог думает: как его организовать, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?

Занятия можно проводить в разных формах:

  • сочетание восприятия произведениймузыкального и изобразительногоискусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
  • художественно-творческая деятельность детей, дети«рисуютмузыку».

То есть, в занятия включается слушание музыки; различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование и лепка «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений. Это позволяет создавать условия для интеграции различных видов художественной деятельности.

Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок». Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

После занятия педагог беседует с каждым ребенком о том, что он нарисовал, спрашивает, помогала ли ему в этом музыка. Детям очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. В этом помогает организация выставок: индивидуальных, тематических, групповых. Участие в выставках — не подведение итогов работы, а своеобразный стимул для дальнейшего роста.

Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше подхлестнет творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.

Рисование под музыку довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания музыкальных произведений.

Можно сделать вывод, что в результате интеграции разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства, у дошкольников происходит заметный рост в уровне творческого развития, который выражается в оригинальности, продуктивности, самостоятельности в работе, в умении видеть прекрасное в окружающем мире.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.

 

свернуть