Картотека игр по безопасности в быту для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по безопасности в быту для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель дошкольного образования

1 квалификационной категории

Ройша Юлия Васильевна

Игра №1 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знаний и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Игра №2 «Когда грозит опасность»

Цель: закрепление представлений о основных правилах безопасного поведения в опасных ситуациях бытового характера.

Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

Описание: дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

Игра №3 «1,2,3, что может быть опасно — найди»

Цель: закрепление представлений об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра №4 «Подбери Танюшке игрушку»

Цель: закрепление представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развитие внимания; воспитание чувства взаимопомощи.

Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Игра №5 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формирование умения избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности, правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант 2

Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.

Игра №6 «Так и не так»

Цель: закрепление умения отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развитие внимания; воспитание желания соблюдать правила безопасности.

Правила: под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных (разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную, или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

Игра №7 «Домик Улитки»

Цель: обобщение представлений детей о правилах безопасного поведения; развитие охранительного самосознание; воспитание чувства сотрудничества, закрепление навыков счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Вариант 1

Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.

Вариант 2

Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.

Игра №8 «Соедини по точкам»

Цель: закрепление представлений об источниках опасности в быту; развитие мелкой моторики, закрепление навыков пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитание умения доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

Игра №9 «Убери на место»

Цель: закрепление представлений о правилах безопасного поведения, формирование знаний о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развитие наблюдательности, внимания; воспитание желания соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз).  Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

-  На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы.  Дети по очереди раскладывают их на место.

- На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

 - То же в игровом уголке.

Игра №10 "Буриме"

Цель: развитие фонематического слуха, умение рифмовать, закрепление знаний о пожарной безопасности.

Ход игры. Ведущий читает стихи из двух строк, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по... («101»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей... (топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай... (противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко... (красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить... (пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой... (крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина... (мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась... (вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя… (успеть).                                     

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие… (спички).       

Знать обязан каждый-житель,         

Где висит... (огнетушитель).                

При пожаре не зевай,

Огонь водою... (заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это... (спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с ... (пожаром).

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра-эстафета № 1 "Пожарные"

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о профессии пожарного, о причинах возникновения пожара, о средствах тушения пожара, правилах поведения при пожаре; развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, логическое мышление, координацию движений; воспитание чувства дружбы, желание играть в команде, желание побеждать.

Разделить детей на две команды.

  1. Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.
  2. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.
  3. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.

В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.

А теперь, в заключение нашей эстафеты, мы с вами закрепим "Правила пожарной безопасности":

  1. Не играть со спичками.
  2. Без взрослых не пользоваться электроприборами.
  3. Не разводить без взрослых костры на улицах.
  4. Не зажигать на ёлках свечи.
  5. Не пользоваться неисправными электроприборами.

А также необходимо знать "Правила поведения при пожаре":

  1. Заметили пожар, надо звонить 101.
  2. Не бояться поставить в известность взрослых, и они вам помогут.
  3. Не пытаться прятаться в шкафы и под кровати.
  4. Попробовать затушить своими силами: песком, водой.
  5. При возгорании электробытовых приборов водой огонь не тушить, попробовать сбить пламя плотным одеялом.
  6. Если не удаётся погасить пламя, нужно выйти из помещения, плотно

закрыв дверь и ждать пожарных.

 Игра №2 ''Спички в коробке"

Цель: развитие умения бегать парами, увертываясь от ловящего; развитие речи, внимания, ориентировки в пространстве.

Ход игры.

Дети, стоя кучкой, говорят:

Мы - сестрички,

Мы все-спички.

Разбегайтесь кто куда,

А не то вас ждет беда!

Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:

Ну-ка, спички, берегитесь,

В коробок не попадитесь!

Все разбегаются по площадке.

Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.

Другой вариант - водящим может быть один из игроков, в руках которого обруч. Обручем он ловит «спички», набрасывая его на них сверху.

Игра №3 "Если возник пожар"

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о причинах возникновения пожара, о средствах тушения пожара, правилах поведения при пожаре; развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, логического мышления, координации движений; воспитание чувства дружбы, желание играть в команде.

Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему. 

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над ...

Ребёнок: Газом. (Передача шара).

Воспитатель: Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг ...

Ребёнок: Листву. (Передача шара).

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...

Ребёнок: Предметы. (Передача шара).        

Ведущий: Помни каждый гражданин

Этот номер...

Ребёнок: ... 101. (Передача шара).

Ведущий: Дым увидел — не зевай

И пожарных...

Ребёнок: ... Вызывай. (Передача шара).

Воспитатель: Этот шар в руках недаром,

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар —

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет Злой...

Ребёнок: Пожар. (Передача шара).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре —

У кого пожар в ...

Ребёнок: В квартире. (Передача шара).

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил... 

Ребёнок: Утюг. (Передача шара).

Воспитатель: Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...

Ребёнок: Играл. (Передача шара)

Игра №4 "Огонь и вода"

Цель: формирование у детей представлений о том, что огонь нужно быстро тушить водой.   Развитие   ловкости, смелости, быстроты реакции, умение   бегать, увертываясь от ловящего. Воспитание уважения, интереса к труду пожарных, умение подчинятся правилам игры.

Материал: красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.

Ход игры.

Одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего (судьи) дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».

Игра №5 "Птенчики в беде"

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве. Воспитание чувства долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему.

Ход игры.

На площадке чертится несколько кругов, в них - гнезда с «птенчиками» (детьми). Выбирается «Злой Огонь», который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и делает пожар. Задача остальных играющих (юных защитников леса) - поймать на лету ленточки- «искорки», чтобы они не попали в гнездо, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.